среда, 20 мая 2015 г.

Секреты сбора растений для гербария

Для того, чтобы юному натуралисту безошибочно узнавать травы, ему прежде нужно хорошо изучить растительный мир: травы, кустарники, их плоды и семена. В самом начале следует сделать гербарий, который даст первое представление об растениях. Выбрав район произрастания, подготовить материалы, инструменты и снаряжение для похода за сырьем. Собранную листву сушат, комплектуют и монтируют на альбомный лист. Каждый гербарий изготавливается с определенной целью, скажем для определенного вида растений, допустим – луговых, степных, лесных или болотных. А, уже в зависимости от цели комплектуется и содержание. Если вы свой гербарий подготавливаете для хранения в шкафу или папках, то например шишки, орехи, желуди или вообще семена, для этого не годятся, так как они имеют большой объем. Подготавливать коллекцию лесных семян нужно другим способом.
Если гербарий предполагается разместить на стене или в специальном стенде, то в нем можно размещать и плоды, и извлеченные семена. Если вам все же нужно представить яблоки, груши, малину, то есть продукты, не имеющие долгих сроков хранения, то можно воспользоваться муляжами.
Цель изготовления гербария для школьника – это изучение растений, встречающихся на определенной территории. В таком гербарии обычно присутствуют древесные породы, кустарники и кустарнички, травянистые растения с цветами, плодами, семенами, лишайники. Можно, так же, подготовить гербарий древесных и кустарниковых пород, которые в данной местности не растут, но культивируются в этом районе. В более старших классах, в кружках юных натуралистов, например можно собрать гербарий «Деревья и кустарники бывшего СССР», обменявшись засушенными растениями со школьниками из разных районов нашей родины, начав обмен во время каникул. Такие гербарии будут иметь на уроках особую ценность. Поскольку некоторые растения занесены в Красную книгу, то сбор их лучше производить где-нибудь на лесосеках, отведенных под вырубку местах. Там даже, если и есть растения охраняемые законом, то они все равно могут погибнуть во время заготовки леса при валке стволов и трелевке древесины. Так же, соответствующее место вам смогут подсказать в лесничестве.
Прежде, чем отправиться в лес, следует обдумать, какие материалы и инструменты вам могут там пригодиться: сумка-папка (45x35x20 см), которую носят через плечо, обшитая непромокаемым материалом с карманом (25x20 см) для тетради или дневника, сам дневник, лупа, определитель растений, ножницы, перочинный нож, бритвенное лезвие, маленькая крепкая лопатка или железный совок, компас, 100 листов непромокаемой оберточной бумаги (30 – 40 см), бумажное полотенце (30x30см). Бумага должна занимать половину места в сумке-папке. Все листы в тетради должны иметь свой порядковый номер.  
Когда вы принесете свои собранный листья и растения домой, вы должны сразу же поместить их в помещение, где будет находиться влагопоглощающая бумага (30х40 см), того же размера бумажные полотенца, картон 0,3 мм или плотная чертежная бумага с наклеенным поверх только по краю прозрачным целлофаном, чтобы без труда его можно было поднимать для рассмотрения растений, 10 – 15 пластиковых дощечек 30 – 40 см с круглыми отверстиями или строительный картон. Так же, нужно подготовить брезентовые ремешки, чтобы можно было стянуть помещенные меж фанерными дощечками растения для сушки, несколько кирпичей, эл. утюг, гладильную доску, клей столярный, клей МЦ – 1, конторский, спирт, пинцет.
Одежда для сбора растений не должна стеснять движения сборщика. На ноги лучше надеть резиновые сапоги, кстати, весьма полезно иметь  цветной фотоаппарат.
Растения определять лучше всего следует в лесу, чтобы не нести домой лишнее. Собирают их, как правило, во время цветения. Бывает и так, что цветет оно до распускания листьев – тогда стоит собирать ветки с цветами, а чуть позже – ветки с листьями. При формировании гербария такие экземпляры размещают вместе.
Собирать заготовки стоит в солнечную погоду днем. Если на улице дождь, то стоит отложить поход за растительным сырьем. Растения, собранные в дождливую погоду быстро портятся, теряя окраску и форму. Собирать нужно растения в двух экземплярах – один в альбом, а другой про запас, чтобы можно было пополнить утраченные экземпляры, если что.
Сырье не должно иметь повреждений или каких-либо ненормальностей, должно быть чистым. При помощи определителя растений, убедитесь, что это именно то, что вам нужно. Те растения, которые не определены в лесу, лучше складывать в отдельную папку.
Цветковые лесные растения не нужно собирать в жестяные банки, они от них портятся и, переплетаясь друг с другом, деформируются. Не надо привязывать к ним и бирки с названиями, датой и местом заготовки. Когда вы вернетесь домой – то все данные сможете занести на чистые листы тетради-дневника будущего гербария.
Маленькие веточки, которые подразумевается поместить в альбом должны быть с небольшими листочками, они должны помещаться на листе 40х30 см. У травянистых растений имеется большой мясистый корень, который помещается в гербарий в продольном разрезе с фрагментом коры корня 0,5 см. Крупные растения изгибают по возможности как можно сильнее и помещают на лист с небольшой частью стебля (20 – 25 см) с цветами. Срезанные или выкопанные из земли растения очищают от пыли и укладывают на лист бумажного полотенца, сверху кладется такой же лист и в таком виде помещаются в папку.
Когда вы принесете ее домой, нужно сразу же эти полотенца заменить сухими, а снятые положить для просушки, чтобы использовать их повторно. Те растения, которые вы принесли домой, укладываются на фанерные или пластиковые досочки, чтобы на каждой было, по крайней мере, по 5 шт. Более тонкие укладываются в самом начале, а крупные экземпляры кладутся сверху. Нужно помнить, что, чем быстрее просохнет собранное, тем лучше сохранится его окрас. Пачки растений стоит делать толстыми и сразу же, по приходу домой помещать их в сухое место. Туда не должно проникать солнце. Как только вы принесете их домой – их нужно тут же развязать и проложить бумагой, которую следует менять каждые 6 – 8 часов. Если же сушить на солнце, то ее необходимо заменить через 2 – 3 часа. Можно сушить и на батареях центрального отопления, разложив растения сверху.
Очень толстые корневища нужно опустить в крутой кипяток на 1 минуту. Колючие растения стоит прогладить утюгом через несколько листов бумаги. Толстые растения, имеющие большой объем, так же стоит подвергнуть обработке электрическим утюгом через бумагу с нажимом.
Если в сырье для гербария присутствуют хвойные породы, чтобы хвоя со временем не начала опадать – ее перед сушкой опускают в горячий раствор столярного клея на 2 – 3 минуты (50 г на 1 литр воды). После этой процедуры дают чуть просохнуть, а потом кладут на основательную сушку в отдельное помещение.
Высушенные растения приклеивают узкими полосками липкой ленты или пришивают нитками к листу, либо тонкому картону.
Каждый такой лист, с приклеенным растением, должен иметь надпись, в которой указывается название растения в правом нижнем углу, дату, фамилию сборщика, место сбора (название лесхоза, района, области, края), среду обитания (болото, луг, пойма, горный склон). Для гербариев школьников, в которых они представляют лесную растительность, следует разделить ее по разделам: хвойные, смешанные, мягколиственные, твердолиственные (широколиственные) леса. Эти разделы после делятся на типы леса, которые встречаются в лесничестве.
Важно, чтобы в гербарии присутствовали не только растения, но и лишайники и мхи. Их нужно перед сушкой накрыть мокрой губкой на 1 час. Так как они имеют чрезвычайную хрупкость, их помещают под целлофан.            

среда, 13 мая 2015 г.

Из истории ксилографии

Мало, кто знает, что такое ксилография или иначе гравюра на дереве. Оказывается, в переводе с греческого слово «ксилон» означает дерево, а «графо» - рисую. История ксилографии насчитывает в Западной Европе примерно 6 веков, а, найденные на Востоке и в Китае оттиски датируются  VIII веком. Но это вовсе не означает, что принцип гравюры не был известен и раннее. Просто это связано с изобретением бумаги и необходимостью дешевого способа получить большое количество оттисков. Она, кстати, и заменила дорогостоящую иллюстрацию, выполняемую от руки акварелью или даже пером.
Сама ксилография возникла, как репродукционная техника, которая очень тесно связана с развитием книгопечатанья. Но ее использовали лишь, как подсобную. В конце концов, она все-таки заняла свое место в изобразительном искусстве. Это и есть ее основное отличие от других графических техник.
Технические и художественные возможности ксилографии настолько велики, что спустя 6 веков своего существования, за которые с ней происходили всяческие изменения в плане художественных возможностей, целях, задачах, приспосабливаясь к различным эпохам и стилям, она, и в наши дни, богатые технологическими новшествами в искусстве, полиграфии – не утратила своей актуальности. Принцип гравюры весьма прост – на ее выступающие элементы наносится краска, а затем переносится на бумагу или какую либо другую плоскую поверхность.
Обрезная (продольная)гравюра возникла самой первой, с тех самых пор изменились только ее задачи, а сама техника изготовления существенно не поменялась. До 18 столетия она была и репродукционной и оригинальной, теперь же используется только для создания иллюстраций и эстампов. Эстамп это - произведение графического искусства, которое представляет собой гравюрный оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Кстати, оригинальными считаются те, что были сделаны самим художником, либо печатником в присутствии автора. Само же название указывает на технику гравирования и способ изготовления доски, на которой выполняется эта гравюра.
Изначально, в качестве материала для их изготовления (эстампов) использовали породы деревьев с однородной мелкослойной древесиной (яблоня, груша, вишня, самшит), в наши дни совсем наоборот – сама фактура древесины является как дополнительным средством художественного выражения. Распиленный вдоль волокна кусок ствола, затем склеивают клеем (козьим, рыбьим) на водной основе, поверхность обрабатывают рубанком, затем циклюют, и последняя обработка заключается в шлифовке шкуркой. Ее поверхность, так же, могут грунтовать яичным белком с добавлением квасцов и цинковыми белилами или казеиновой политурой, после чего доска готова для работы. Рисунок, при этом на нее наносится или переводится различными способами, заканчивая его обычной тушью. После покрывают тушью более светлого оттенка, чтобы при резьбе был виден результат, получаемый в процессе оттиска. Гравюру вырезают ножами различной формы.
У обрезной гравюры белая линия проводится двумя движениями ножа, а черная – четырьмя, при этом, каждая линия оказывается прорисованной, имитируя рисунок пером.
На обрезанную гравюру валиком накатывается краска, затем к ней прижимают бумажный лист и притирают деревянной печаткой. Выполненная, таким образом гравюра, имеет тиражность оттисков до 20000.
В книжной иллюстрации обрезная гравюра быстро заняла господствующее положение. Когда то, она начала развиваться с линейного изображения, которое в некоторых местах прорабатывалось черными штрихами. Чтобы изображение получилось цветным, использовали акварель или гуашь. В таком виде обрезная гравюра просуществовала у нас в России до конца XIX столетия. Принцип черного штриха является основной отличительной особенностью обрезной гравюры. Таким образом, каждый мастер имел свои индивидуальные узнаваемые отличительные особенности. В «эпоху Дюрера» были созданы целые серии иллюстраций и эстампов, которые стали образцами классической обрезной гравюры.
Примерно, где-то в это же время появился новый вид гравюры – светотеневой, автором которого является Уго да Карпи. Его еще называют кьяроскуро. Принцип выстроен на том, что он строится на тональных оттенках одного или двух близких друг к другу цветов. Темный цвет лишь акцентировал глубокие теневые места. При этом гравюра более приближалась к живописи. Под каждый цвет изготовлялась отдельная доска, и печать производилась поочередно с каждой. Этот принцип актуален и сегодня.
Цветная гравюра наибольшее распространение получила в Японии в 17 – 18 веках. Технически принцип ничем существенным не отличался от светотеневого, применялось просто большее количество досок, которые могло превышать 20 штук. В Европе художниками использовалось не больше 8 и печаталось красками на водной основе.
Дальнейшим развитием стало преобладание в искусстве пространственного начала. То, есть, предмет начал восприниматься как часть среды. Продольная гравюра, таким образом, отошла на второй план, уступая место гравюре на металле. Она осталась лишь востребованной в лубочных, полуремесленных народных изданиях из-за своей дешевизны. Сейчас обрезная гравюра существует лишь в виде эстампов, став малотиражной техникой, сохранив при этом лишь способ подготовки доски и освоив новые приемы: продавленное изображение, рушение поверхностного слоя древесины различными способами и т.д.
Во второй половине 18 столетия появилась деревянная гравюра, это был совершенно новый вид, ее называли торцовой. Она соединяла в себе приемы резьбы и форму инструмента у гравюры на металле. Родоначальником торцовой ксилографии, которая, впоследствии распространилась по всему миру, став при этом основной техникой репродуцирования стал Томас Бьюик. Торцовая ксилография отличается ярким выражением пространства, фактуры предмета, света, воздуха. При всей своей скромности гравюры Бьюика признаны подлинными произведениями искусства. Это точное виртуозное сочетание черного и белого штриха. О Бьюике, об его художественных достоинствах можно писать много. По сей день у него учатся, ему подражают.
Техника, которая позволяет сочетать в себе разнообразнейшие тончайшие штрихи с воспроизведением тональности и цветовых нюансов живописи со всеми видами графики, в том числе и воспроизведением скульптуры и архитектуры, дала возможность иллюстрировать журналы и книжные издания.
Материалом для торцовой гравюры служит твердая однородная древесина (самшит). Конечно, можно делать доски и из вишни, груши, яблони, бука. Но они все будут иметь как свои плюсы, так и минусы. Самшит же – универсален.
Ствол сушат, затем распиливают поперек волокна так, чтобы толщина составляла около 3см. После выпиливают прямоугольники, удаляя сердцевину и сучки. Учитывая, чтобы древесина была однородной(северные части ствола образовывали одну доску, а южные – другую), прямоугольники склеивают рыбьим клеем.
У нас в России примером торцовой гравюры являются иллюстрации Агина к «Мертвым душам». Это иллюстрации высочайшего мастерства, отличающиеся точностью образов персонажей. Так же, высоких результатов в репродукционной технике добился В.В. Мате, который мог воспроизвести масляной живописью характер карандашного рисунка. Его репродукции рисунков Репина – непревзойденный шедевр. Остроумова-Лебедева, Фалилеев – авторы, благодаря которым началось возрождение ксилографии в России. В двадцатых годах прошлого столетия родилась русская школа ксилографии, которая в дальнейшем получила мировое признание. После революции книжная гравюра своим расцветом обязана В. А. Фаворскому, которого признавали  классиком советской ксилографии и искусства книги.  

четверг, 26 марта 2015 г.

Кюрасао (масло)

Человечество начало использовать ароматические масла, вырабатываемые из растений, для своих целей очень давно. Эти масла с успехом применяются на сегодняшний день уже в нескольких областях - в парфюмерии, медицине, пищевой промышленности.
Эфирное масло вырабатывают не из всех частей растения, а только из некоторых, причем у разных растений они свои. Взять, хотя бы, всем нам хорошо известный имбирь – используется только корень, у сандала (чайное дерево) – ствол или древесина, у лимона и эвкалипта – листья. В плодах масло может содержаться в кожуре, семенах или в самом плоде.
Во времена открытия острова Кюрасао, входящего в группу Нидерландских Антильских островов первыми поселенцами было обнаружено большое количество апельсиновых деревьев сорта Валенсия. Правда, из-за их горького вкуса местному населению пришлось отказаться от их возделывания. Но, совсем случайно выяснилось, что в кожуре "золотого апельсина Кюрасао или ларахи", высушенного на солнце, содержится эфирное масло с весьма приятным ароматом, получившее название масло Кюрасао.
Горький апельсин
В одном растении может заключаться и несколько видов масел, например, в кожуре горького апельсина, произрастающего на острове Кюрасао, содержится специфическое одноименное эфирное масло. А из соцветий горького апельсина получают масло (Нероли). Свое название масло Нероли получило в честь княжны, которая его и открыла. Из листьев же горького апельсина вырабатывают петигреневое масло.
Масло Кюрасао применяется в производстве гигиенических лосьонов, дезодорантов и всяческих добавок для ванн. Так же, является основой для духов и одеколонов. Воздействует на кожные покровы, регенерируя сухую и нормальную кожу. Это хороший антидепрессант, освежающий восприятие, избавляющий от безысходности и равнодушия. Он помогает создать романтическое настроение и по новой ощутить вкус жизни.
При попадании его на чувствительную слизистую поверхность, т.е. при взаимодействии с белками, в момент, когда мы начинаем его осязать, происходит самомассаж, при котором организм самоизлечивается. Этот механизм заложен в основу терапевтической отрасли, которая работает с маслами и ароматами, имеющая название аромотерапия. Принцип ее воздействия напоминает больше гомеопатию – в процессе взаимодействия с маленькими дозами, происходит постепенное, минимальное накапливание полезного вещества, вследствие чего, нормализуется работа всех проблемных зон организма. И если такие процедуры выполнять регулярно, то ароматические углеводороды только усилят эффект от регулярного воздействия.
Горький апельсин из альбома Франциско Мануэль Бланко
"Illustrated edition of Flora de Filipinas", 1877–1883
Эфирные масла горького апельсина оказывают антисептическое, противоревматическое, антисклеротическое, противомикробное, заживляющее, ветрогонное и т. д. воздействие. Горький апельсин гораздо ценнее сладкого своим влиянием на наш организм, поэтому его еще добавляют в слабительные и желудочные препараты. В незначительных дозах масло Кюрасою при приеме внутрь оказывает нормализующие секретную и моторную функцию кишечника и используется в производстве алкогольных (ликеры) и безалкогольных напитков. 
В косметологии и парфюмерии ароматические масла, в том числе Кюрасао и Нероли, применяются композиционно, так как неразбавленные они вызывают сильное раздражение слизистой. Их, как правило, разбавляют водой, глицерином, либо не имеющим запаха, массажным маслом. Применяются в зависимости от свойств масел: тонизирующего, релаксирующего, возбуждающего (афродизиак), антисептического и т. п.   

четверг, 19 марта 2015 г.

Чабрец

Чабрец или, как его еще называют в народе, тимьян – это большой род растений, который насчитывает в себе несколько сотен видов. Это невысокие душистые полукустарнички с лежачими одревесневшими стеблями и травянистыми цветущими побегами. Более известными из них являются Чабрец обыкновенный и Чабрец ползучий
За высокое содержание в растении целебного эфирного масла оно применяется в медицине при лечении бронхитов и легочных заболеваний, при инфекционных воспалениях кишечника. Его настоятельно рекомендуют при заболевании астмой. Это высокоэффективное потогонное средство, рекомендуемое народной медициной при гриппе, простуде, насморке.
Его рекомендуют пить по утрам, так как он здорово стимулирует нервную систему, показан при стрессовых ситуациях, при депрессивном состоянии, мигренях. Полезен, так же, детям, страдающим малокровием.
Он устраняет симптомы метеоризма, останавливая процессы брожения в кишечнике. Его принимают, чтобы нормализовать пищеварение, особенно после жирной пищи.
Наружно рекомендуется при ревматизмах, артритах. Он входит в составы мазей, рекомендуемых при кожных заболеваниях. Им лечат и алкогольную зависимость, так как он способен вызывать стойкое отвращение к алкогольным напиткам. Во все времена высоко ценился у народных целителей за способность излечивать даже самые тяжелые и смертельные болезни.
Так же, как и все лекарственные средства, он тоже имеет свои противопоказания. Не стоит его принимать людям, страдающим атеросклерозом сосудов головного мозга, кардиосклерозом, мерцательной аритмией. Так как в его составе содержится высокое содержание тимола, от него нужно отказаться людям, страдающим болезнями почек и печени. Если у вас снижена функция щитовидной железы или  же повышенная кислотность желудка – вам, так же, он противопоказан. Не следует им злоупотреблять и здоровым людям, так как длительное применение может спровоцировать гипотиреоз.
Аккуратно надо с ним обращаться и при беременности, потому, что будущей маме стоит теперь думать не только о своем здоровье, но и о здоровье малыша. На самом деле, вопрос о  категорическом отказе, весьма спорный, и потому его следует лучше обсудить с врачом. В некоторых случаях его, даже рекомендуют принимать, так как он является мочегонным и потогонным средством, обезболивающим и отхаркивающим.
Тимьян – это кладезь витаминов В и С,  ликвидирует различные бактериальные и вирусные инфекции мочеполовой системы.
Он противопоказан беременным, страдающим атеросклерозом и аритмией. Его главная функция – повышать артериальное давление, причем это происходит довольно быстро и незаметно, а, вот снизить его потом не так уж и просто.
Категорически от него стоит отказаться на последних месяцах беременности – это увеличивает вероятность выкидыша, а вот перед самыми родами он даже рекомендуется, так как повышает тонус матки, что принесет даже пользу.
Эта травка в народе называется «богородской», и кроме пользы для взрослых и малышей ничего плохого не может принести. Но надо помнить, что все хорошо в меру.
К лечебным свойствам чабреца можно отнести и победу над импотенцией: 1 ст. л. розовых высушенных цветков следует залить 1 ст. кипятка, накрыв при этом крышкой, и укутав оставить на пол часа. Принимать настой около 6 раз в сутки перед едой.

Донник

Представляет собой двулетнее травянистое растение из семейства бобовых, достигающее в высоту 1 м. Стебли растения восходящие, ветвистые. Листья тройчатые, очередные на длинных черешках с шиповидными прилистниками, ланцетные, с зазубренками. Цветет мелкими желтыми цветками на коротких цветоножках, собранных в длинные пазушные кисти, в июне – августе. Плод представляет собой – голый боб одно или двусемянной. Его можно встретить на склонах оврагов, на лесных опушках, среди кустарников, в степной и лесостепной зоне.
Зона произрастания – Центральная и Средняя Азия, Кавказ. Так же, смог прижиться в Северной Америке, на юге Южной Америке, в Новой Зеландии, Британских островах, куда его занесли, и где он с успехом натурализовался.  У нас в России он встречается практически повсеместно.  
В состав травы Донник лекарственный входят вещества, при расщеплении которых, образуется Кумарин, угнетающе действующий на центральную нервную систему, а так же обладает противосудорожным влиянием. У больных лейкопенией после облучения он вызывает увеличение количества лейкоцитов. Его применяют при бессоннице, истерии, мигрени, кардиоспазмах, при воспалительных заболеваниях органов дыхания, в качестве отхаркивающего средства и как слабительное. Его включают в составы мягчительных сборов, добавляют при приготовлении зеленого нарывного мозольного пластыря. Он известен в народной медицине еще с до славянской эпохи.
Донник настоянный на воде рекомендуют от бессонницы, повышенной нервной возбудимости, головной боли, истерии, при расстройствах менструального цикла, рекомендуется в климактерический период, при болях в кишечнике и мочевом пузыре, при лечении гнойных ран, мастите и т.д.
Не стоит забывать, что он является ядовитым растением, а значит нужно строго следить за дозировками выписанного средства. Как правило, он добавляется к лекарственным сборам.
Противопоказан беременным и людям с больными почками.
Его культивируют, так как он еще является прекрасным кормом для скота, а так же средством для улучшения почвы.
Донник лекарственный является, к тому же, медоносом. Его мед относится к числу перворазрядных, отличаясь своими ценными качествами. Он белый или светло-желтого окраса с приятным ароматом ванили. Содержит в себе глюкозу, фруктозу. С одного Га дикорастущего донника пчела может произвести около 200 кг меда, а с 1 Га культивируемого - производится 600 кг плюс высококачественная пыльца.   
Он служит, так же, для ароматизации пищевых продуктов, табачных изделий, добавляется в некоторые марки водок («Цельсий», «Украина»).