понедельник, 22 июня 2015 г.

Пастуший рожок

Звук пастушьего рожка на Руси всегда означал для хозяек начало нового дня. А это в свою очередь означало, что наступил новый день и пора выгонять скотину. В современной деревне теперь, наверное, и не услышишь его. Но, он все, же останется для нас символом спокойной мирной жизни.
Первое упоминание о русских трубах мы находим в летописях Нестора (XI век), где они упоминаются среди других музыкальных инструментов у профессиональных русских музыкантов – скоморохов. А в военном значении они начинают появляться в русских летописях лишь в XII веке. В это время летописцы подсчитывали войска противника по количеству имеющихся у них труб. Голос трубы имел в битве значение важного эмоционального стимула. Уже во времена мамаева побоища и на протяжении всех последующих столетий трубами и рожками пользуются пастухи.
Традиция использовать рог животного в народном инструментарии жива до сих пор. В деревянный рог вставляется деревянная или тростниковая трубочка с игровыми отверстиями. Язычок надрезается прямо на трубочке или делается из тростинки или гусиного пера и вставляется в его верхний конец. В Калининской области такой инструмент называется пастуший рог, а в Смоленской – рожок-жалейка. Такие инструменты имеют и другие названия: дудочка-ладница (Ивановская область). В исследовательской литературе они называются жалейками или брелками. Бывают они и с двойными игровыми трубочками-стволами (двойная жалейка), дудочка(Владимирская область), пищики (Белгородская область). Встречается и двухголосное звучание. Часто для раструба используют не рог а бересту, свернутую в виде конуса.
Береста настолько любима в крестьянском хозяйстве, что ее использовали и при изготовлении пастушьих труб и владимирских рожков. Ею плотно обертывались, сложенные вместе и выдолбленные изнутри половинки ствола. В старину основу для заготовок делали вручную: ствол расщеплялся пополам, а середина выдалбливалась, отдельно делали и раструб. Уже позднее на токарном станке стали вытачивать раструб вместе со стволом. В верхней части ствола вырезается углубление для губ исполнителя – мундштук, хотя чаще его изготавливают отдельно в виде мелкой чашечки и прикрепляют к стволу. Мундштук имеет настолько маленькие размеры, что в него с трудом помещается только часть губ при вдувании тонкой струи воздуха. При этом вдувать его надо с определенной силой, иначе звук, если вдуваешь сильно – повышается, и, наоборот, что будет свидетельствовать о фальшивости. Так что, играть на рожке трудно. Его даже некоторые исследователи называют «скоплением несовершенств». Тем не менее, он остаются одним из самых популярных инструментов скоморохов. Его даже пытались усовершенствовать, приделав к нему мундштук от медных инструментов, что только ухудшило его звучание.
Традиционный рожок удивляет своей примитивностью, ни с чем, ни сравнимой по своему строению и оригинальному тембру. В звуке рожка сочетается человеческий голос, голос гобоя, кларнета, альта. В произведении «Владимирские поселки» В. Солоухин пишет: «Звуки, льющиеся из этой деревяшки, могли изумлять заграничный люд. Ездившие в Лондон владимирские рожечники, заставляли плакать М. Горького, наводили отраду на русских баб, так как по окраске звука, по его колориту и своеобразию нет больше ничего подобного.
Тембр труб обуславливается формой мундштука, раструба и самого ствола(прямого или изогнутого). А голос деревянного рожка еще зависит и от породы дерева, из которого он изготовлен. Это и есть настоящая загадка этого инструмента. Если рожок изготовить из березы, он будет сразу фальшивить. Больше для этого подходит клен, можжевельник или яблоня. Встречаются рожки, сделанные из ольхи, сосны (большие басы), однако наилучшим материалом считается привозное «пальмовое дерево»: кипарис, самшит, палисандр. Звук у таких рожков имеет приятный звонкий тембр и легкое звучание. Один пастух-рожечник заметил о таком рожке: «Чего требуешь от него, то он и дает».
Рожки бережно хранились и передавались из поколения в поколение, так же как и навыки игры на нем. До Октябрьской революции во Владимирской и Тверской губерниях было немало сел, где все мужское население, которое с отроческого возраста, на все лето уходило на отхожий промысел – в пастухи. Это были естественные центры изготовления рожков и искусства игры на них. В других губерниях, где своих пастухов не было, перед наймом устраивались проверочные состязания между претендентами. Так, по крайней мере, было до 20 – 30х годов прошлого столетия, пока существовало массовое отходничество в пастухи. Старики вспоминали, что при найме пастуха его требовательно расспрашивали, умеет ли он играть разные партии. В зажиточных селах нанимали сразу четырех рожечников: три рожка и один бас, за умение играть на рожке платили дороже.
Говорили, что на длинном рожке трубят, на «толстой» исполняют басовую партию. На малых рожках трубят на три звука, то есть на три разные партии. На толстой (вторит басу), «на ровно» (средняя партия), «на визг» (верхняя партия). В таком составе уже можно распевать песню на разные голоса, как в народном хоре.
В центральных областях России по традиции пастухи демонстрировали свое искусство рожечников на ярмарках. В 70 – 80 годы прошлого столетия появились первые организованные ансамбли, их еще называли «хоры». Как правило, его участники были выходцами из крестьян, которые собирались вместе лишь для того, чтобы поиграть в свободное время в увеселительном саду «Аркадия». Об этом даже выходила в свое время статья, что звук до такой степени схож с человеческим голосом, что те, кто просто слышал звук, но не видел собственными глазами, утверждал, что они поют, а не играют.
Для многих профессиональных музыкантов того времени стало открытием игра на рожке. Они считали ее эпической народной красотой. Мужики-рожечники, не знающие нот, подстраивались друг под друга, импровизируя на тему песни. Дирижер лишь разделяет партии: «ты песню играй», «а ты вверх забирай», «а ты из-под баса», «а ты за баса».
Такая разработка песни создает иллюзию звучания хора человеческих голосов. Об этом писал еще сам М.Горький: «Кажется, что это поет хор теноров…». В нашей стране такой хор завоевал огромную популярность. Выезжал за границу, в Париже его, так же, ожидал оглушительный успех, вместе с ансамблем выступал Ф. Шаляпин, исполняя русские песни. А в 1902 году хор владимирских рожечников выступал в Таврическом дворце на всероссийской кустарной выставке. Петербургская толпа стояла, будто прикованная, слушала богатые вольные звуки. И, как писал очевидец тех событий русский фольклорист Е. Э. Линева, во многих нарастало мягкое чувство к этим «сермяжникам», которых поначалу они готовы были запросто раздавить, растоптать.
После Октябрьской революции в 1923 году коллектив выступил на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 30-40 годах его начали вводить в состав оркестра народных инструментов хора имени Пятницкого.
Сейчас уже редко, где можно услышать рожок. Это редкий своеобразный, яркий, национальный инструмент, который заслуживает внимание, как профессионалов, так и простых любителей музыки.

вторник, 16 июня 2015 г.

В поход с ночевкой

Где – то в конце мая, начале июня наступает такая пора, когда лучше всего устраивать походы с ночлегом на природу за город. Дело в том, что именно в этот период  земля уже прогрета, а заморозки случаются очень редко.
Прежде всего, при составлении маршрута, определитесь с местом ночлега. Если, к примеру, вы собираетесь там только переночевать, а значит и поужинать и позавтракать, а с утра продолжить свой путь, то бивак или временное пристанище лучше устраивать но середине пути. Если вы решили отвести больше времени для отдыха, то путь в обратную сторону должен быть раза в два короче.
Прибывать на место намечаемой ночевки нужно за два часа до наступления темноты. Это должно быть сухое место и хорошо прогреваемое солнцем. Оно должно, так же хорошо продуваться ветром в комариную пору. Если рядом есть большие деревья, то можно будет натянуть тент или поставить палатку. Лучше, если это будет открытая поляна или разряженный высокоствольный лес, например в сосняке, где не должно быть кустарника. Спать на свежей траве или ветках, а так же заносить их палатки – недопустимо. Если вы собираетесь расположиться на берегу реки, проверьте, нет ли рядом, особенно выше по течению, крупных населенных пунктов с предприятиями, сбрасывающими отходы в воду.
Расчистите место от камней, коряг и других жестких предметов. Застелите землю полиэтиленовой пленкой, приготовленной заранее. Затем нужно уложить коврики, куски пенопласта или пенополиуретана. Сверху положите матрасы и спальные мешки – все готово.
Разводить костры близ больших городов запрещено, поэтому захватите с собой для приготовления пищи компактный примус. Они вполне доступны и недороги. Перед выходом его нужно обязательно проверить на работоспособность. Одной заправки хватает на день. Он здорово сэкономит ваше время и сбережет природу.
Что касается посуды. У каждого участника похода должен быть индивидуальный набор: ложка, миска, кружка. Консервный нож может быть один. Разливательная ложка для супа и каши. Не забудьте мыло и тряпку для мытья посуды. Кстати, в продаже так же имеются походные котелки, можно захватить и обычную кастрюлю. Общая емкость должна вмещать объем – 1 литр на  человека. Можно захватить и дополнительную кастрюлю для чая, а при необходимости ею воспользоваться. Не лишняя будет и сковорода.
Меню на природе. Походная еда не должна сильно отличаться от повседневной. При приготовлении пищи нужно учитывать вкусы всех присутствующих, тогда ничего не придется выбрасывать из приготовленного. Можно взять с собой готовые концентраты. Вес их не велик, да и в приготовлении особых сложностей не возникнет. Если гречневую крупу прожарить на сухой сковороде, то в походе она быстрее приготовится. Захватите с собой сублимированное мясо, оно легче сырого, да и по вкусу не отличается. Масло лучше всего брать топленое или растительное в герметичной таре. Вместо сгущенного молока, возьмите сухое – оно легче, только пересыпьте его в полиэтиленовый мешок. Сахар лучше брать быстрорастворимый и беречь его от воды. Все продукты должны быть хорошо упакованы.
Советы врача.
Во время летнего отдыха немало неприятностей может причинить так же неумеренное и неумелое пользование солнечным светом. При тепловом ударе повышается температура, учащается пульс, дыхание становится поверхностным. Начинает кружиться и болеть голова, тошнит. Человек, даже может потерять сознание. В этом случае следует оказать первую помощь пострадавшему. Его надо побыстрее уложить в тени, смочить голову и грудь холодной водой. На голову следует положить пакет, наполненный родниковой водой. Пострадавшему стоит попить подсоленной воды. Если он потерял сознание, то дайте ему понюхать смоченную в нашатырном спирте ватку. Разотрите его конечности (руки, ноги), чтобы разогнать кровь. На место ушиба или растяжения положите мешочек с холодной водой. Холодные примочки следует делать через 2 – 3 часа. Наложите тугую скрученную повязку под прямым углом к голени. Если у вас с непривычки появились водяные мозоли – промойте их перекисью водорода и наложите жировую повязку с синтомициновой эмульсией. За неимением такового – смочите ее в обычном спирте. 
Перед отправкой в лес, стоит позаботится заранее об походной аптечке. Она должна включать в себя бинт, марлю, вату, зеленку, марганцовку, йод, который следует хранить подальше от металлических предметов), нашатырный спирт, перекись водорода. Не забудьте антиспазматические, желудочные и сердечные средства, таблетки от головной боли. Всего нужно брать понемногу, чтобы это могло поместиться в небольшой коробочке. Средства нужно укладывать плотно, подстраховывая их клейкой лентой.
Бывалые путешественники знают, что некоторые лекарства в дороге могут заменить растения. Подорожник прекрасно справляется с ожогами, нарывами, ссадинами, порезами, потертостями и даже кровавыми. Листочки нужно предварительно хорошо ополоснуть чистой водой, просушить и приложить к поврежденному месту. Держать надо до тех пор, пока они не дадут сока. Затем его следует примотать сверху пластырем. Если вас укусила пчела, поможет белый сок одуванчика. Он успокоит боль. При змеином укусе справится герань. Кашицу из его листьев рекомендуют прикладывать к пораженному месту, периодически меняя. При этом должны уйти боль и опухоль.
Советы бывалых путешественников.
Предположим, что вы потерялись или у вас не было договоренности о встрече в определенном месте. Возвращайтесь назад, в место, где вы виделись в последний раз.
Если у вас нет специального спального мешка, то его может заменить простое одеяло, которое сшивается из двух простыней, а третью вложить внутрь как вкладыш.
Мешок для одежды рекомендуется сшить из плотной ткани с вшитым донышком и застежкой на молнии или пуговицах. Его размер должен быть 30х40 или 40х50 см.
Стоит приобрести в специальных магазинах пропитку, которая придаст вашим вещам водоотталкивающие свойства. Лучшими из них являются готовые составы в аэрозольных упаковках. Если у вас есть специальная накидка от дождя, то куртку или штормовку не надо пропитывать. А обувь нужно пропитывать обязательно – ее не убережет ни один плащ. Даже когда нет дождя, выпадает сильная роса.
Комары. От укусов летающих насекомых в походе помогут различные жидкости и аэрозоли, нанесенные на кожу, содержащие диметилфталат, ДЭТу и многие другие репелленты, действующие от двух и более часов. Если наносить их не на кожу, а на одежду, то время их действия существенно увеличивается, а вредное воздействие на ваш организм уменьшается.
Из куска от рыбацкой сети можно изготовить специальную накидку для головного убора по типу известной «сетки Павловского». Для этого берется кусок размером 50х50 см, обшивается тесьмой, и по краю продергивают резинку. Она закрепляется на тулье шляпы, предварительно пропитав ее репеллентом. Хранить ее следует в полиэтиленовом пакете. Если нет никаких других средств, на лицо и руки нужно нанести анисовое масло, оно так же отпугивает кровососущих насекомых. В своей палатке следует сжечь в банке из под консервы, прожженной  на костре, порошок камфары перед тем как лечь спать. При этом палатка должна быть закрытой. Насекомые быстро улетят, почувствовав запах, а у входа в палатку подвесьте пучок полыни. Места укусов следует протереть нашатырным спиртом или раствором питьевой соды – пол столовой ложки на стакан воды.
На природе так же может укусить и пчела – тогда нужно аккуратно вытащить жало, стараясь не раздавить его. Из ранки нужно выдавить яд, а к месту укуса приложить ватку или марлю, смоченную в растворе нашатырного спирта (1:5). Место укуса можно забинтовать. Оса не оставляет жала, но действовать нужно точно так же. К месту укуса нужно приложить что либо холодное(мешочек с холодной водой).
Что бы в вашей палатке было светло в темное время суток, захватите с собой фонарик и запасные батарейки. Не помешает и обычная стеариновая свеча, а если ее при этом натереть мылом, то и гореть она будет медленнее, экономнее. Сделайте для нее экран от ветра, растянув полиэтиленовый мешок без дна при помощи четырех веточек или металлических шпилек, просто воткнув их в землю.

пятница, 5 июня 2015 г.

Столетний тополь

Для паломничества туристов в наше время существуют целые города, замки, башни, храмы и т.д., которые известны на весь мир. Миллионам людей не менее интересно посмотреть и на памятники природы – каньоны, водопады, вулканы. На нашей планете существует немало примечательных древесных пород, и даже отдельных деревьев.
Еще на заре человечества дерево являлось кормилицей для людей, оно одевало их и давало кров. Для жителей Африки, например, таким деревом является баобаб. Из его листвы население готовит множество разнообразнейших блюд. Так же, идут в дело и плоды и толченая кора. Последняя, кстати, применяется для изготовления веревок и ниток, а из выделанных волокон изготовляют ткани. Это невысокого роста дерево, которое редко, когда может достигать 20 метров, зато в обхвате – 10, а то и до 30 доходит.
Сейшельская пальма по сравнению с этим толстяком выглядит стройной и изящной. Она дает самые большие в мире орехи, которые достигают порой 20 кг. В каждом таком орехе размещается целое ведро молока. В диаметре он больше метра, а созревает пять и более лет.
Ученые-натуралисты до сих пор не пришли к единому мнению: какое же дерево является самым долговечным, а какое самым высоким? Много существует деревьев-рекордсменов. Например, секвойя, на срезе которой может поместиться четыре музыканта с инструментами, и еще останется место для 16 танцующих пар. Или, на другом пеньке может разместиться дом, в котором располагается целая типография.
Еще один представитель – эвкалипт. Именно его большинство специалистов признают самым высоким в мире. Он же, является рекордсменом по пользе, которую приносит людям. Это и строительство судов, телеграфных столбов, мебель, эвкалиптовое масло, а некоторые виды дают и каучук. Он помог ликвидировать малярию в Колхиде, теперь это всесоюзная здравница.
Как-то раз, именно в одном из пионерских лагерей устроили викторину на тему: «Самые знаменитые деревья». Ребята рассказывали о самых удивительных и необычных представителях: хлебном дереве, эвкалипте, баньяне, об страшно ядовитом анчаре, оказывается, что даже существуют деревья, ценность которых заключается в их памяти.
В самом центре Москвы, недалеко от станции метро «Проспект Мира», сохранился зеленый уголок – старый ботанический сад – Аптекарский огород, который бывает особенно красивым осенью. В октябре аллеи выстилаются червонным золотом из листьев вяза и клена. Тут даже сохранились знаменитые лиственницы, посаженные еще Петром I, принимавшем лично участие в закладке Аптекарского огорода. Он (огород) сослужил хорошую службу для здоровья и просвещения людей, ведь не один десяток поколений студентов и школьников осваивали на натуральных объектах естественные науки.
Прямо возле пруда еще сохранилась четырехсотлетняя ива, правда это всего лишь мощный невысокий торс от нее, который периодически замазывают зеленкой. Его, даже огородили заборчиком, чтобы не тревожить.
Если продвигаться далее в сторону центра, к бульварному кольцу, обязательно на пути повстречаются самые старые деревья возле клинической больницы №24 на углу Страстного бульвара и Петровки.
Само здание было построено еще 1775 году. В 1806 во дворце располагался Английский клуб, где был устроен торжественный обед в честь Багратиона. Это действо было описано Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Сад располагается позади здания, и отделен переулком от «Сада Эрмитаж».    
В районе знаменитого Тверского бульвара, среди старых лип, кленов и вязов выделяется один дуб, высотой более 20 метров. В обхвате он примерно метра три. Его возраст уже перевалил за третье столетие. Он воочию видел Гоголя, Грибоедова, Лермонтова, Пушкина. Этот дуб старше самого Тверского бульвара, разбитого тут в 1796 году. Ему пришлось вживаться в ансамбль бульвара. На своем веку он пережил пожар 1812 и бои 1917 года. В коре деревьев еще сохранились осколки от снарядов и пуль.
Красная Площадь – это сердце столицы. Растущие здесь голубые ели соединяют в единый ансамбль Мавзолей и весь некрополь у стены с Кремлевской стеной. Строгую торжественность придают архитектурному ансамблю мемориальные деревья. Ели, высаженные здесь, известны во всем мире. Раньше, вдоль братских могил росли липы, но в 1931 их сменили голубые ели, символизирующие вечную память.
В нашей стране посадкой деревьев возле могил отмечают и печальные и радостные события. Это как символ многих человеческих деяний. Так, например, очевиден смысл «Вишневого сада» высадкой мемориальных вишен возле могилы А.П. Чехова на Новодевичьем кладбище. На Ваганьковском, около могилы С. Есенина, посажена белая березка.
На территории Кремля 14 апреля 1961 года в память полета Ю.А. Гагарина было высажено 5 дубков. Так же, есть и деревья других космонавтов в Звездном городке и других местах.

В 1947 году к 30-летию Великого Октября на проспекте Маркса были посажены 30-летние липы. Ровесницы революции кое-где украшают нашу столицу до сих пор. 

среда, 20 мая 2015 г.

Секреты сбора растений для гербария

Для того, чтобы юному натуралисту безошибочно узнавать травы, ему прежде нужно хорошо изучить растительный мир: травы, кустарники, их плоды и семена. В самом начале следует сделать гербарий, который даст первое представление об растениях. Выбрав район произрастания, подготовить материалы, инструменты и снаряжение для похода за сырьем. Собранную листву сушат, комплектуют и монтируют на альбомный лист. Каждый гербарий изготавливается с определенной целью, скажем для определенного вида растений, допустим – луговых, степных, лесных или болотных. А, уже в зависимости от цели комплектуется и содержание. Если вы свой гербарий подготавливаете для хранения в шкафу или папках, то например шишки, орехи, желуди или вообще семена, для этого не годятся, так как они имеют большой объем. Подготавливать коллекцию лесных семян нужно другим способом.
Если гербарий предполагается разместить на стене или в специальном стенде, то в нем можно размещать и плоды, и извлеченные семена. Если вам все же нужно представить яблоки, груши, малину, то есть продукты, не имеющие долгих сроков хранения, то можно воспользоваться муляжами.
Цель изготовления гербария для школьника – это изучение растений, встречающихся на определенной территории. В таком гербарии обычно присутствуют древесные породы, кустарники и кустарнички, травянистые растения с цветами, плодами, семенами, лишайники. Можно, так же, подготовить гербарий древесных и кустарниковых пород, которые в данной местности не растут, но культивируются в этом районе. В более старших классах, в кружках юных натуралистов, например можно собрать гербарий «Деревья и кустарники бывшего СССР», обменявшись засушенными растениями со школьниками из разных районов нашей родины, начав обмен во время каникул. Такие гербарии будут иметь на уроках особую ценность. Поскольку некоторые растения занесены в Красную книгу, то сбор их лучше производить где-нибудь на лесосеках, отведенных под вырубку местах. Там даже, если и есть растения охраняемые законом, то они все равно могут погибнуть во время заготовки леса при валке стволов и трелевке древесины. Так же, соответствующее место вам смогут подсказать в лесничестве.
Прежде, чем отправиться в лес, следует обдумать, какие материалы и инструменты вам могут там пригодиться: сумка-папка (45x35x20 см), которую носят через плечо, обшитая непромокаемым материалом с карманом (25x20 см) для тетради или дневника, сам дневник, лупа, определитель растений, ножницы, перочинный нож, бритвенное лезвие, маленькая крепкая лопатка или железный совок, компас, 100 листов непромокаемой оберточной бумаги (30 – 40 см), бумажное полотенце (30x30см). Бумага должна занимать половину места в сумке-папке. Все листы в тетради должны иметь свой порядковый номер.  
Когда вы принесете свои собранный листья и растения домой, вы должны сразу же поместить их в помещение, где будет находиться влагопоглощающая бумага (30х40 см), того же размера бумажные полотенца, картон 0,3 мм или плотная чертежная бумага с наклеенным поверх только по краю прозрачным целлофаном, чтобы без труда его можно было поднимать для рассмотрения растений, 10 – 15 пластиковых дощечек 30 – 40 см с круглыми отверстиями или строительный картон. Так же, нужно подготовить брезентовые ремешки, чтобы можно было стянуть помещенные меж фанерными дощечками растения для сушки, несколько кирпичей, эл. утюг, гладильную доску, клей столярный, клей МЦ – 1, конторский, спирт, пинцет.
Одежда для сбора растений не должна стеснять движения сборщика. На ноги лучше надеть резиновые сапоги, кстати, весьма полезно иметь  цветной фотоаппарат.
Растения определять лучше всего следует в лесу, чтобы не нести домой лишнее. Собирают их, как правило, во время цветения. Бывает и так, что цветет оно до распускания листьев – тогда стоит собирать ветки с цветами, а чуть позже – ветки с листьями. При формировании гербария такие экземпляры размещают вместе.
Собирать заготовки стоит в солнечную погоду днем. Если на улице дождь, то стоит отложить поход за растительным сырьем. Растения, собранные в дождливую погоду быстро портятся, теряя окраску и форму. Собирать нужно растения в двух экземплярах – один в альбом, а другой про запас, чтобы можно было пополнить утраченные экземпляры, если что.
Сырье не должно иметь повреждений или каких-либо ненормальностей, должно быть чистым. При помощи определителя растений, убедитесь, что это именно то, что вам нужно. Те растения, которые не определены в лесу, лучше складывать в отдельную папку.
Цветковые лесные растения не нужно собирать в жестяные банки, они от них портятся и, переплетаясь друг с другом, деформируются. Не надо привязывать к ним и бирки с названиями, датой и местом заготовки. Когда вы вернетесь домой – то все данные сможете занести на чистые листы тетради-дневника будущего гербария.
Маленькие веточки, которые подразумевается поместить в альбом должны быть с небольшими листочками, они должны помещаться на листе 40х30 см. У травянистых растений имеется большой мясистый корень, который помещается в гербарий в продольном разрезе с фрагментом коры корня 0,5 см. Крупные растения изгибают по возможности как можно сильнее и помещают на лист с небольшой частью стебля (20 – 25 см) с цветами. Срезанные или выкопанные из земли растения очищают от пыли и укладывают на лист бумажного полотенца, сверху кладется такой же лист и в таком виде помещаются в папку.
Когда вы принесете ее домой, нужно сразу же эти полотенца заменить сухими, а снятые положить для просушки, чтобы использовать их повторно. Те растения, которые вы принесли домой, укладываются на фанерные или пластиковые досочки, чтобы на каждой было, по крайней мере, по 5 шт. Более тонкие укладываются в самом начале, а крупные экземпляры кладутся сверху. Нужно помнить, что, чем быстрее просохнет собранное, тем лучше сохранится его окрас. Пачки растений стоит делать толстыми и сразу же, по приходу домой помещать их в сухое место. Туда не должно проникать солнце. Как только вы принесете их домой – их нужно тут же развязать и проложить бумагой, которую следует менять каждые 6 – 8 часов. Если же сушить на солнце, то ее необходимо заменить через 2 – 3 часа. Можно сушить и на батареях центрального отопления, разложив растения сверху.
Очень толстые корневища нужно опустить в крутой кипяток на 1 минуту. Колючие растения стоит прогладить утюгом через несколько листов бумаги. Толстые растения, имеющие большой объем, так же стоит подвергнуть обработке электрическим утюгом через бумагу с нажимом.
Если в сырье для гербария присутствуют хвойные породы, чтобы хвоя со временем не начала опадать – ее перед сушкой опускают в горячий раствор столярного клея на 2 – 3 минуты (50 г на 1 литр воды). После этой процедуры дают чуть просохнуть, а потом кладут на основательную сушку в отдельное помещение.
Высушенные растения приклеивают узкими полосками липкой ленты или пришивают нитками к листу, либо тонкому картону.
Каждый такой лист, с приклеенным растением, должен иметь надпись, в которой указывается название растения в правом нижнем углу, дату, фамилию сборщика, место сбора (название лесхоза, района, области, края), среду обитания (болото, луг, пойма, горный склон). Для гербариев школьников, в которых они представляют лесную растительность, следует разделить ее по разделам: хвойные, смешанные, мягколиственные, твердолиственные (широколиственные) леса. Эти разделы после делятся на типы леса, которые встречаются в лесничестве.
Важно, чтобы в гербарии присутствовали не только растения, но и лишайники и мхи. Их нужно перед сушкой накрыть мокрой губкой на 1 час. Так как они имеют чрезвычайную хрупкость, их помещают под целлофан.            

среда, 13 мая 2015 г.

Из истории ксилографии

Мало, кто знает, что такое ксилография или иначе гравюра на дереве. Оказывается, в переводе с греческого слово «ксилон» означает дерево, а «графо» - рисую. История ксилографии насчитывает в Западной Европе примерно 6 веков, а, найденные на Востоке и в Китае оттиски датируются  VIII веком. Но это вовсе не означает, что принцип гравюры не был известен и раннее. Просто это связано с изобретением бумаги и необходимостью дешевого способа получить большое количество оттисков. Она, кстати, и заменила дорогостоящую иллюстрацию, выполняемую от руки акварелью или даже пером.
Сама ксилография возникла, как репродукционная техника, которая очень тесно связана с развитием книгопечатанья. Но ее использовали лишь, как подсобную. В конце концов, она все-таки заняла свое место в изобразительном искусстве. Это и есть ее основное отличие от других графических техник.
Технические и художественные возможности ксилографии настолько велики, что спустя 6 веков своего существования, за которые с ней происходили всяческие изменения в плане художественных возможностей, целях, задачах, приспосабливаясь к различным эпохам и стилям, она, и в наши дни, богатые технологическими новшествами в искусстве, полиграфии – не утратила своей актуальности. Принцип гравюры весьма прост – на ее выступающие элементы наносится краска, а затем переносится на бумагу или какую либо другую плоскую поверхность.
Обрезная (продольная)гравюра возникла самой первой, с тех самых пор изменились только ее задачи, а сама техника изготовления существенно не поменялась. До 18 столетия она была и репродукционной и оригинальной, теперь же используется только для создания иллюстраций и эстампов. Эстамп это - произведение графического искусства, которое представляет собой гравюрный оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Кстати, оригинальными считаются те, что были сделаны самим художником, либо печатником в присутствии автора. Само же название указывает на технику гравирования и способ изготовления доски, на которой выполняется эта гравюра.
Изначально, в качестве материала для их изготовления (эстампов) использовали породы деревьев с однородной мелкослойной древесиной (яблоня, груша, вишня, самшит), в наши дни совсем наоборот – сама фактура древесины является как дополнительным средством художественного выражения. Распиленный вдоль волокна кусок ствола, затем склеивают клеем (козьим, рыбьим) на водной основе, поверхность обрабатывают рубанком, затем циклюют, и последняя обработка заключается в шлифовке шкуркой. Ее поверхность, так же, могут грунтовать яичным белком с добавлением квасцов и цинковыми белилами или казеиновой политурой, после чего доска готова для работы. Рисунок, при этом на нее наносится или переводится различными способами, заканчивая его обычной тушью. После покрывают тушью более светлого оттенка, чтобы при резьбе был виден результат, получаемый в процессе оттиска. Гравюру вырезают ножами различной формы.
У обрезной гравюры белая линия проводится двумя движениями ножа, а черная – четырьмя, при этом, каждая линия оказывается прорисованной, имитируя рисунок пером.
На обрезанную гравюру валиком накатывается краска, затем к ней прижимают бумажный лист и притирают деревянной печаткой. Выполненная, таким образом гравюра, имеет тиражность оттисков до 20000.
В книжной иллюстрации обрезная гравюра быстро заняла господствующее положение. Когда то, она начала развиваться с линейного изображения, которое в некоторых местах прорабатывалось черными штрихами. Чтобы изображение получилось цветным, использовали акварель или гуашь. В таком виде обрезная гравюра просуществовала у нас в России до конца XIX столетия. Принцип черного штриха является основной отличительной особенностью обрезной гравюры. Таким образом, каждый мастер имел свои индивидуальные узнаваемые отличительные особенности. В «эпоху Дюрера» были созданы целые серии иллюстраций и эстампов, которые стали образцами классической обрезной гравюры.
Примерно, где-то в это же время появился новый вид гравюры – светотеневой, автором которого является Уго да Карпи. Его еще называют кьяроскуро. Принцип выстроен на том, что он строится на тональных оттенках одного или двух близких друг к другу цветов. Темный цвет лишь акцентировал глубокие теневые места. При этом гравюра более приближалась к живописи. Под каждый цвет изготовлялась отдельная доска, и печать производилась поочередно с каждой. Этот принцип актуален и сегодня.
Цветная гравюра наибольшее распространение получила в Японии в 17 – 18 веках. Технически принцип ничем существенным не отличался от светотеневого, применялось просто большее количество досок, которые могло превышать 20 штук. В Европе художниками использовалось не больше 8 и печаталось красками на водной основе.
Дальнейшим развитием стало преобладание в искусстве пространственного начала. То, есть, предмет начал восприниматься как часть среды. Продольная гравюра, таким образом, отошла на второй план, уступая место гравюре на металле. Она осталась лишь востребованной в лубочных, полуремесленных народных изданиях из-за своей дешевизны. Сейчас обрезная гравюра существует лишь в виде эстампов, став малотиражной техникой, сохранив при этом лишь способ подготовки доски и освоив новые приемы: продавленное изображение, рушение поверхностного слоя древесины различными способами и т.д.
Во второй половине 18 столетия появилась деревянная гравюра, это был совершенно новый вид, ее называли торцовой. Она соединяла в себе приемы резьбы и форму инструмента у гравюры на металле. Родоначальником торцовой ксилографии, которая, впоследствии распространилась по всему миру, став при этом основной техникой репродуцирования стал Томас Бьюик. Торцовая ксилография отличается ярким выражением пространства, фактуры предмета, света, воздуха. При всей своей скромности гравюры Бьюика признаны подлинными произведениями искусства. Это точное виртуозное сочетание черного и белого штриха. О Бьюике, об его художественных достоинствах можно писать много. По сей день у него учатся, ему подражают.
Техника, которая позволяет сочетать в себе разнообразнейшие тончайшие штрихи с воспроизведением тональности и цветовых нюансов живописи со всеми видами графики, в том числе и воспроизведением скульптуры и архитектуры, дала возможность иллюстрировать журналы и книжные издания.
Материалом для торцовой гравюры служит твердая однородная древесина (самшит). Конечно, можно делать доски и из вишни, груши, яблони, бука. Но они все будут иметь как свои плюсы, так и минусы. Самшит же – универсален.
Ствол сушат, затем распиливают поперек волокна так, чтобы толщина составляла около 3см. После выпиливают прямоугольники, удаляя сердцевину и сучки. Учитывая, чтобы древесина была однородной(северные части ствола образовывали одну доску, а южные – другую), прямоугольники склеивают рыбьим клеем.
У нас в России примером торцовой гравюры являются иллюстрации Агина к «Мертвым душам». Это иллюстрации высочайшего мастерства, отличающиеся точностью образов персонажей. Так же, высоких результатов в репродукционной технике добился В.В. Мате, который мог воспроизвести масляной живописью характер карандашного рисунка. Его репродукции рисунков Репина – непревзойденный шедевр. Остроумова-Лебедева, Фалилеев – авторы, благодаря которым началось возрождение ксилографии в России. В двадцатых годах прошлого столетия родилась русская школа ксилографии, которая в дальнейшем получила мировое признание. После революции книжная гравюра своим расцветом обязана В. А. Фаворскому, которого признавали  классиком советской ксилографии и искусства книги.