воскресенье, 23 июня 2013 г.

Из истории текстильного производства

Уже в 12 веке на Руси существовало искусство украшения тканей, об этом свидетельствуют даже исторические документы. Искусно  украшенные ткани, предназначались для оформления церковного облачения, шатров, служили переплетным материалом для книг. До наших дней дожили некоторые образцы изготовленные еще в 16-17 веках. Существует даже мнение, что их изначально украшали иконописцы. Еще 19 столетии встречались сельские богомазы раскрашивающие и разрисовывающие всяческую утварь.
Набойные доски для украшения ткани
В 16 веке ремеслом нанесения рисунка на ткань стали заниматься специальные мастера набойщики или, как их еще называют мастера крашенинники,  которые с помощью резных набойных досок вручную печатали узоры на ткани.
В то время это производство занимало первое место среди ведущих ремесел в 16 веке. О важности данного вида ремесла говорит наличие его в торговых рядах, таких городов как Москва, Псков, Новгород. Красильно-набивное дело развивалось, а после отмены 1775 монополии на фабричное ситценабивное производство, возросло число мастеров и мелких кустарных мастерских. Этот  вид  крашения ткани нашел свое продолжение во многих центральных и северных губерниях России. В 19 веке появились мастера-красильщики занимавшиеся производством вне сезона сельхозработ. В то время в быту у крестьян очень распространены недорогие льняные ткани в мужской и женской одеждах, для изготовления скатертей и занавесок.
Деревянная набойная доска
Узор наносился при помощи специальных досок, которые изготовлял мастер-резчик по дереву. В узорах, применявшихся в то время, сохранились мотивы и традиции такие же, что и на образцах тканей 17-18 веков. Об этом свидетельствует большая коллекция набоек, сохранившаяся в Загорском государственном историко-художественном музее заповеднике.
Среди сохранившихся образцов, к наиболее ранним относятся массивные набойные доски 17-18 веков. Они носили название цветки, имели размеры: 51,9 Х 21,6 Х 3,2 или 34,2 Х 49 Х 4,2 см по ширине холста. Плоский узор вырезался на этих досках, например на тверских цветках, с двух сторон. Например, с одной стороны выполняли крупный, дорожчатый узор или дорожки с розетками в крупных овалах, либо с пышными свободно изогнутыми тюльпанами. Эти мотивы характерны для 17 века. На другой стороне располагался мелкий геометрический орнамент из ромбов с четырех лепестковой розеткой или звездочкой, предназначенный для подкладочных тканей. Они наносились черной масляной краской, которой  покрывали доску, а затем с помощью кожаной подушки перекатывались на холст, прокатывая по ней скалкой.
С развитием индустрии форма и размеры набойки меняются, они становятся мельче. На ней вырезаются только основной элемент узора, то есть основную часть преимущественно простого мелкого растительного узора.
От специалистов, (манерщиков) изготовление таких досок требовалось большое мастерство. Они были довольно высокие (8,7 х 7,7 х 3 или 19,2 х 18,1 х 4 см) составлялись они из нескольких плоских и хорошенько высушенных деревянных дощечек. Манера собиралась на клей обычно из трех слоев. Для этого бралась древесина от разных по плотности деревьев: груша и орех – твердая по структуре древесина, а для средней части более дешевую сосна, ель, береза, липа. После того, как формы уже были собраны, их опиливали под углом 45 – 60 градусов, а по бокам делали выемки для рук, чтобы было удобнее набойщику при работе. Для того, что бы форма не расклеивалась, ее пропитывали масляной краской.
В 19 столетии манеры были трех видов. Первые по лицевой стороне были прорезаны плоскорельефным узором, а укреплены по бокам гвоздиками-иголками. Они обозначали конец рисунка. Затем появился смешанный рельеф, в нем деревянные части сочетались с отдельными металлическими элементами, плотно вбитыми в доску. Со временем в манерах стали использовать только металлические части. Контуры рисунка делались из прямых или изогнутых частей, а для более мелких использовалась тонкая, разная по толщине медная проволока. Она вбивалась в маленькие отверстия, которые были специально для этого просверлены. Очень редко специальные элементы для набойки каймы и центрального круга мотивов скатертей вырезали из древесины.
Набойные доски. Россия. XVIII-XIX вв.
Это искусство передавалось  из поколения в поколение, но сведений о мастерах – резчиках значительно меньше чем о набойщиках. Одним из крупных центров изготовления манер была Горицкая волость Тверской губернии. Здесь несколько селений их делали для продажи на сельских ярмарках, или изготовлялись под заказ. Они были распространены в разных губерниях в России.
У каждого мастера было до 100 манер, они бережно хранились и передавались из поколения в поколение по наследству. Встречались мастера, которые сами умели изготавливать манеры, но таких было очень мало.
Набойка производилась в избе красильне, которая располагалась возле водоема. При помощи чугунных котлов, специальных бочек для красок, стола. Образец рисунка отпечатывался на куске холста и вешался на стену, как образец.
Один и тот же рисунок мог различаться, в зависимости от места его произведения. Это зависело от самих мастеров, потому как в разных местностях по-разному компоновался и сам узор. Набойные доски – это богатое наследие, представляющие собой большой исторический интерес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий