Любой
путешественник, решивший совершить турне в Ферганскую Долину автобусом или
поездом, в самом начале своего путешествия попадет в Коканд. Этот город
располагается на высоте 450 м над уровнем моря. Это промышленный, культурный и
транспортный центр, самый древний из городов Ферганской долины, а так же родина
узбекских поэтов-демократов.
Коканд
возник на перекрестке древних торговых путей, которые проходили через
Ферганскую долину в перенаселенном оазисе. Самые первые упоминания о Хавакенде
(нынешний Коканд), относятся к Х веку. Географы-Арабы и историки называют его
Хукянд-и-Лятиф, что в переводе означает «приятный город». В Xlll веке
Хавакенд был разрушен монгольской ордой. Только по прошествии пяти веков
родоначальник кокандских ханов Шахрух построил тут крепость Эски-Курган, вокруг
которого и начал возникать современный город. Свое имя город носит с 1740 года.
Когда
он отделился от Бухарского эмирата, его владения начали расширятся, и под его
власть попали вместе с Ферганской долиной, Ташкент, Чимкент, Туркестан,
казахские степи, располагающиеся по обе стороны Сырдарьи. В начале 19 столетия
Кокандское ханство наладило торговые отношения с Россией. Первым русским
путешественником, посетившим Коканд в 1813 году, стал переводчик Отдельного
Сибирского корпуса Ф. Назаров, который отзывался о нем «Город сей, весьма
обширен и многолюден, в нем до четырехсот мечетей. Располагается он на ровном
месте и не имеет никаких укреплений, кроме замка владетеля. В нем много ключей,
в его округе располагаются деревни, луга и пашни, земля солонцеватая. В самом
городе улицы узкие, немощенные, дома из глины. Посреди города располагаются три
каменных рынка, которые работают два раза в неделю. В нескольких местах
размещены древние памятники и хозяйские конюшни для аргамаков из жженого
кирпича.
По
прошествии времени вокруг города выросла мощная глиняная стена с бойницами и
двенадцатью воротами. Перед стеной были вырыты глубокие рвы, которые в случае
опасности наполнялись водой. Каждые ворота имели собственное название, происходившее
от названия дорог, которые соединяли Коканд с другими городами.
Когда
было правление ханов в Коканде, население города состаяло из духовенства и
чиновников, ремесленников и подмастерьев, землевладельцев и купцов. Когда в
городе шла бойкая торговля, то местный базар по своему богатству мог уступить
лишь бухарскому. Это в дальнейшем отразилось и на возвеличивании Кокандского
ханства. Когда город присоединяли к России в 1876, через город проложили
железную дорогу, что дало толчок дальнейшего развития. В Ферганской долине были
созданы промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья:
маслозавод, мыловаренный и хлопкоочистительные заводы. Коканд превратился в
важнейший транспортный узел всей долины. Крупный торговый и промышленный центр,
где сосредоточились хлопковые и финансовые сделки меж Россией и Туркестаном.
С
ростом промышленности в городе выросло и рабочие движение. Еще в 1903 – 1905
годах в Коканде возникли первые социал-демократические организации. 1Мая 1905
года – рабочий Коканда отмечал массовыми маевками. После революции 1917 года,
когда в Коканде была провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и дехканских
депутатов в Коканде вспыхнул мятеж. В ноябре 1917 года среднеазиатская
контрреволюция провозгласила буржуазную «Кокандскую автономию», ставившую перед
собою цель ликвидировать Советскую власть в Туркестане и восстановить
Кокандское ханство.
Красная
Гвардия разгромила отряды контрреволюционеров в феврале1918 года, и вскоре начался
подъем хозяйственной и культурной жизни города. Коканд превратился в индустриальный
центр с ведущим значением хлопкоочистительной промышленности.
Коканд
– один из древних городов Узбекистана – туристская жемчужина. Он вызывает
огромный интерес у туристов из-за своей истории, а так же образцов материальной
и духовной культуры узбекского народа, приметами современной жизни.
Самые
яркие и выдающиеся архитектурные памятники Коканда – это дворец последнего
кокандского правителя Худоярхана, в котором впоследствии разместился городской краеведческий
музей. Его архитектор и проектировщик Мир Убайдуллу. В строительстве принимали
участие 16000 человек из самых разных городов Ферганской долины и Кашгара.
Строительные работы здесь все выполнялись вручную. Была применена богатейшая
техника выполнения укладки керамической плитки при строительстве: мозаика из
глазурованных кирпичиков, разделенных по цвету и форме – квадратные,
ромбовидные, продолговатые и в виде звезд. На ультрамариновом фоне белыми
кирпичиками выложены каллиграфические надписи куфическим шрифтом, придающим
оформлению особую красоту. Большое место в украшении фасада и внутренних
помещений занимают майоликовые глазурованные плитки с растительным узором.
Парадные помещения украшены резьбой по дереву и росписью по ганчу. Массивная
двустворчатая дверь сделана из чинары. Со временем воздействие солнца, ветра и мороза
выкрошилась часть резьбы на их филенках, а в 1956 году народный художник
Узбекистана, мастер и резчик по дереву Кадыржан Хайдаров восстановил их.
Еще
два архитектурных памятника прошлого столетия находятся на улице Хамзы: медресе
Камол Кази и мечеть Джами.
Медресе
или медресе Аминбека было построено 1830 – 1832 годах и капитально перестроено в
начале 20 столетия. Здание было отреставрировано и впоследствии в нем находилось
экскурсионное бюро.
Фасад
медресе Камол Кази покрыт цветными керамическими плитками. Кстати, самая качественная
керамическая облицовка в Коканде создавалась уже современными мастерами. Купол
медресе сооружен в форме среднеазиатской тюбетейки и покрыт квадратными листами
меди и других металлов. Архитектурное решение медресе очень близко к изящному
декоративному типу сооружений, проявившимуся в устройстве кокандских мавзолеев.
Еще
до революции Коканд был крупнейшим центром мусульманской религии, и в городе
было множество культовых сооружений, облик которых, определял и облик самого ханского
Коканда. Особое место среди построек занимала мечеть Джами, построенная в 1800
году. Это закрытый с трех сторон, длинный айван с хонакой (закрытое помещение)
в центре. Его свод поддерживают 98 колонн, поставленных в три ряда. Некоторые
из колонн покрыты резьбой из растительного орнамента. Особенность мечети – это протяженность
ее фасада(100 м), рядом с мечетью сохранился минарет, возвышающийся над низкими
строениями старой части Коканда.
Туристам
рекомендуют осмотреть фамильные усыпальницы ханского рода. Усыпальница
Дахма-и-Шохон, сооружена в начале 19 столетия, она служила для захоронения
правителей Коканда. Строгие формы мавзолея и приземистый купол придают
усыпальнице несколько суровый вид. В качестве художественного средства
использовалась красочная изразцовая облицовка. Широкая рама портала охватывает
лента из майоликовых плит, образующих яркий нарядный узор. Красоту декора
дополняют две резные двери – одна в портале, вторая – при входе в мечеть. Обе
двери вырезаны из цельного куска чинары, и покрыты резьбой с растительным
орнаментом. По своему художественному оформлению они не уступают, даже,
некоторым самаркандским и хивинским образцам. Во время реставрации в 1971 году кокандским
мастерам удалось сохранить стиль и характер первой росписи потолка в мавзолее.
Так
же, будет интересен для посещения туристами, мавзолея Модарихан, построенного в
1825 году и связанного с именем поэтессы Надиры. Сама усыпальница представляет
собой портально-купальное сооружение с двумя миниатюрными гранеными минаретами.
Надира была женой правителя Коканда и поэта Умархана Амири – принадлежала к
кругу поэтов позднеклассического периода, находилась под сильным влиянием
Навои. Ее судьба трагична: она была убита вместе с детьми в 1842 году по
приказу бухарского эмира Насруллы. В 1967 году был установлен ей памятник,
сделанный из белого газганского мрамора и бронзы в виде среднеазиатской арки по
проекту архитектора Р. Ахмедова.
Коканд
гордится своими поэтами, однако особую роль в жизни города сыграли три просветителя
– Мукими, Фуркат и Хамза. Мукими (1851-1903)прославился острыми социальными
сатирами, изобличающими произвол феодалов и духовенства. Стихи Фурката (1858 –
1909) воспевали радость и страдания любви, пользовавшиеся огромным успехом у
народа. Хамза Хаким-заде Ниязи (1889-1929) стоял у истоков советской узбекской
литературы, был композитором, драматургом, поэтом и продолжателем
демократических традиций своих предшественников. Он открыл в городе школу для
детей бедняков, сам писал для них учебники, издавал газету, писал и ставил пьесы.
Среди известных «Бай и батрак», «Проделки Майсары». Автор стал одним из
глашатаев социалистической революции в Туркестане, служил ей своим талантом и
заплатил за эту преданность своею жизнью.
Древний
Коканд – это бывшая столица Кокандского ханства, бывший, когда то окраиной
царской России. За годы Советской власти стал крупным промышленным и культурным
центром Ферганской области Узбекской ССР.