среда, 30 июля 2014 г.

Коканд - древнейший город ферганской долины.

Любой путешественник, решивший совершить турне в Ферганскую Долину автобусом или поездом, в самом начале своего путешествия попадет в Коканд. Этот город располагается на высоте 450 м над уровнем моря. Это промышленный, культурный и транспортный центр, самый древний из городов Ферганской долины, а так же родина узбекских поэтов-демократов.
Коканд возник на перекрестке древних торговых путей, которые проходили через Ферганскую долину в перенаселенном оазисе. Самые первые упоминания о Хавакенде (нынешний Коканд), относятся к Х веку. Географы-Арабы и историки называют его Хукянд-и-Лятиф, что в переводе означает «приятный город». В Xlll веке Хавакенд был разрушен монгольской ордой. Только по прошествии пяти веков родоначальник кокандских ханов Шахрух построил тут крепость Эски-Курган, вокруг которого и начал возникать современный город. Свое имя город носит с 1740 года.
Когда он отделился от Бухарского эмирата, его владения начали расширятся, и под его власть попали вместе с Ферганской долиной, Ташкент, Чимкент, Туркестан, казахские степи, располагающиеся по обе стороны Сырдарьи. В начале 19 столетия Кокандское ханство наладило торговые отношения с Россией. Первым русским путешественником, посетившим Коканд в 1813 году, стал переводчик Отдельного Сибирского корпуса Ф. Назаров, который отзывался о нем «Город сей, весьма обширен и многолюден, в нем до четырехсот мечетей. Располагается он на ровном месте и не имеет никаких укреплений, кроме замка владетеля. В нем много ключей, в его округе располагаются деревни, луга и пашни, земля солонцеватая. В самом городе улицы узкие, немощенные, дома из глины. Посреди города располагаются три каменных рынка, которые работают два раза в неделю. В нескольких местах размещены древние памятники и хозяйские конюшни для аргамаков из жженого кирпича.
По прошествии времени вокруг города выросла мощная глиняная стена с бойницами и двенадцатью воротами. Перед стеной были вырыты глубокие рвы, которые в случае опасности наполнялись водой. Каждые ворота имели собственное название, происходившее от названия дорог, которые соединяли Коканд с другими городами.
Когда было правление ханов в Коканде, население города состаяло из духовенства и чиновников, ремесленников и подмастерьев, землевладельцев и купцов. Когда в городе шла бойкая торговля, то местный базар по своему богатству мог уступить лишь бухарскому. Это в дальнейшем отразилось и на возвеличивании Кокандского ханства. Когда город присоединяли к России в 1876, через город проложили железную дорогу, что дало толчок дальнейшего развития. В Ферганской долине были созданы промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: маслозавод, мыловаренный и хлопкоочистительные заводы. Коканд превратился в важнейший транспортный узел всей долины. Крупный торговый и промышленный центр, где сосредоточились хлопковые и финансовые сделки меж Россией и Туркестаном.
С ростом промышленности в городе выросло и рабочие движение. Еще в 1903 – 1905 годах в Коканде возникли первые социал-демократические организации. 1Мая 1905 года – рабочий Коканда отмечал массовыми маевками. После революции 1917 года, когда в Коканде была провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и дехканских депутатов в Коканде вспыхнул мятеж. В ноябре 1917 года среднеазиатская контрреволюция провозгласила буржуазную «Кокандскую автономию», ставившую перед собою цель ликвидировать Советскую власть в Туркестане и восстановить Кокандское ханство.
Красная Гвардия разгромила отряды контрреволюционеров в феврале1918 года, и вскоре начался подъем хозяйственной и культурной жизни города. Коканд превратился в индустриальный центр с ведущим значением хлопкоочистительной промышленности.
Коканд – один из древних городов Узбекистана – туристская жемчужина. Он вызывает огромный интерес у туристов из-за своей истории, а так же образцов материальной и духовной культуры узбекского народа, приметами современной жизни.
Самые яркие и выдающиеся архитектурные памятники Коканда – это дворец последнего кокандского правителя Худоярхана, в котором впоследствии разместился городской краеведческий музей. Его архитектор и проектировщик Мир Убайдуллу. В строительстве принимали участие 16000 человек из самых разных городов Ферганской долины и Кашгара. Строительные работы здесь все выполнялись вручную. Была применена богатейшая техника выполнения укладки керамической плитки при строительстве: мозаика из глазурованных кирпичиков, разделенных по цвету и форме – квадратные, ромбовидные, продолговатые и в виде звезд. На ультрамариновом фоне белыми кирпичиками выложены каллиграфические надписи куфическим шрифтом, придающим оформлению особую красоту. Большое место в украшении фасада и внутренних помещений занимают майоликовые глазурованные плитки с растительным узором. Парадные помещения украшены резьбой по дереву и росписью по ганчу. Массивная двустворчатая дверь сделана из чинары. Со временем воздействие солнца, ветра и мороза выкрошилась часть резьбы на их филенках, а в 1956 году народный художник Узбекистана, мастер и резчик по дереву Кадыржан Хайдаров восстановил их.
Еще два архитектурных памятника прошлого столетия находятся на улице Хамзы: медресе Камол Кази и мечеть Джами.
Медресе или медресе Аминбека было построено 1830 – 1832 годах и капитально перестроено в начале 20 столетия. Здание было отреставрировано и впоследствии в нем находилось экскурсионное бюро.
Фасад медресе Камол Кази покрыт цветными керамическими плитками. Кстати, самая качественная керамическая облицовка в Коканде создавалась уже современными мастерами. Купол медресе сооружен в форме среднеазиатской тюбетейки и покрыт квадратными листами меди и других металлов. Архитектурное решение медресе очень близко к изящному декоративному типу сооружений, проявившимуся в устройстве кокандских мавзолеев.
Еще до революции Коканд был крупнейшим центром мусульманской религии, и в городе было множество культовых сооружений, облик которых, определял и облик самого ханского Коканда. Особое место среди построек занимала мечеть Джами, построенная в 1800 году. Это закрытый с трех сторон, длинный айван с хонакой (закрытое помещение) в центре. Его свод поддерживают 98 колонн, поставленных в три ряда. Некоторые из колонн покрыты резьбой из растительного орнамента. Особенность мечети – это протяженность ее фасада(100 м), рядом с мечетью сохранился минарет, возвышающийся над низкими строениями старой части Коканда.
Туристам рекомендуют осмотреть фамильные усыпальницы ханского рода. Усыпальница Дахма-и-Шохон, сооружена в начале 19 столетия, она служила для захоронения правителей Коканда. Строгие формы мавзолея и приземистый купол придают усыпальнице несколько суровый вид. В качестве художественного средства использовалась красочная изразцовая облицовка. Широкая рама портала охватывает лента из майоликовых плит, образующих яркий нарядный узор. Красоту декора дополняют две резные двери – одна в портале, вторая – при входе в мечеть. Обе двери вырезаны из цельного куска чинары, и покрыты резьбой с растительным орнаментом. По своему художественному оформлению они не уступают, даже, некоторым самаркандским и хивинским образцам. Во время реставрации в 1971 году кокандским мастерам удалось сохранить стиль и характер первой росписи потолка в мавзолее.      
Так же, будет интересен для посещения туристами, мавзолея Модарихан, построенного в 1825 году и связанного с именем поэтессы Надиры. Сама усыпальница представляет собой портально-купальное сооружение с двумя миниатюрными гранеными минаретами. Надира была женой правителя Коканда и поэта Умархана Амири – принадлежала к кругу поэтов позднеклассического периода, находилась под сильным влиянием Навои. Ее судьба трагична: она была убита вместе с детьми в 1842 году по приказу бухарского эмира Насруллы. В 1967 году был установлен ей памятник, сделанный из белого газганского мрамора и бронзы в виде среднеазиатской арки по проекту архитектора Р. Ахмедова.
Коканд гордится своими поэтами, однако особую роль в жизни города сыграли три просветителя – Мукими, Фуркат и Хамза. Мукими (1851-1903)прославился острыми социальными сатирами, изобличающими произвол феодалов и духовенства. Стихи Фурката (1858 – 1909) воспевали радость и страдания любви, пользовавшиеся огромным успехом у народа. Хамза Хаким-заде Ниязи (1889-1929) стоял у истоков советской узбекской литературы, был композитором, драматургом, поэтом и продолжателем демократических традиций своих предшественников. Он открыл в городе школу для детей бедняков, сам писал для них учебники, издавал газету, писал и ставил пьесы. Среди известных «Бай и батрак», «Проделки Майсары». Автор стал одним из глашатаев социалистической революции в Туркестане, служил ей своим талантом и заплатил за эту преданность своею жизнью.

Древний Коканд – это бывшая столица Кокандского ханства, бывший, когда то окраиной царской России. За годы Советской власти стал крупным промышленным и культурным центром Ферганской области Узбекской ССР.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий