понедельник, 1 июля 2013 г.

Охота на лис

Лисица – это хитрый и очень умный зверь, способный  водить «за нос» самого бывалого охотника. Охота на нее считается самой интересной. Но хорошо зная повадки этого зверька, еще раз убеждаешься в ее слабостях. Она боится всего, что может показаться ей незнакомым. Например, новые, незнакомые ей предметы могут навести на нее непомерный ужас. От этого и отталкиваются охотники на лисиц, применяя в процессе обычные флажки. Ее осторожность так же используют и при охоте с капканами. Это жадный до добычи зверь, так как она убивает даже тогда, когда сыта, просто потому, что может убить и зарывает свою добычу в снег или просто бросает. Лисица с удовольствием охотится на мышевидных грызунов.
Лисица
В годы, когда мышей бывает очень много рыжая может охотиться и на рассвете и ночью. Охотники, собираясь на охоту, одевают маскировочный халат и выходят в места, где может мышковать этот хитрый зверь. Если она первой заметит охотника она уйдет. Когда охотник заметит ее, то он постарается приблизиться к ней на расстояние мышиного писка. На открытой местности это сделать не так уж просто, но можно, если соблюсти некоторые правила. Когда она при охоте на мышей передвигается, то опускает голову вниз и прислушивается, что твориться под снегом. В этот самый момент к ней можно подобраться незаметно. Если же она поднимет голову в этот момент, то следует остановиться и не двигаться. Когда она начнет идти от тебя, ее нужно догонять. Это с легкостью используют охотники, хорошо зная и умело используя повадки лисицы. Если она опустила голову и начала двигаться – и ты иди. Подняла голову – остановись и замри. А на расстоянии мышиного писка, нужно залечь и только тогда подать голос. На писк она прореагирует немедленно, остановившись  прислушается. В таких случаях нужно помолчать, а затем вновь начать движение, затем подать еще голос, тогда она быстро пойдет на мышиный писк. Если же охотник неуверен в том, что его писк похож на мышиный, то стоит подавать его, только в случаях движения самой лисицы. Имитировать писк мыши можно и губами, тогда он получается мягче по звучанию и естественней, лисица смело идет на него. Но часто пищать, тоже не стоит. Если зверь находится на большом расстоянии, то пискнуть нужно 3 – 4 раза, а на маленьком – всего 2 – 3. В годы, когда «не урожай» мышевидных, лисица на голос манка идет охотливее.
Еще один интересный способ охоты на лис это охота с подхода. В местах, богатых мышевидными, но располагающихся в дали от лесных массивов лисица всегда ложится около мест жировок. Для нее здесь годится неброский бугорок с редкой растительностью - заросли полыни или редкий ивовый куст, а в поймах рек - тростник и осока. Отсюда открывается очень хороший вид, где лисица чувствует себя в безопасности, настолько что может уснуть. Тогда к ней можно подобраться на расстояние выстрела.
Способ, чтобы подобраться к ней прост – нужно надеть белый халат и обсмотреться. Возможно, что  выступающие бугорки могут оказаться вовсе не бугорками. Когда заметишь нечто похожее на торчащий из снега клок сена, то спокойно можно подходить с подветренной стороны и смело двигаться в том направлении. Нужно приготовить ружье и попытаться осторожно подойти еще ближе. Если при этом лиса поднимет голову, то следует сразу же замереть и не меняя позы подождать, пока она успокоится. Если она очередной раз поднимет голову, а затем опустила ее, то дальнейшее сближение нужно проводить ползком. Когда на улице ветер, да еще с поземкой то лисица спит крепко, и подойти к ней можно совсем легко.
В старину, когда в деревнях было много лошадей, на лисиц охотились с «подъезда». Охотник, завидев лисицу, направлял лошадь наперерез, стараясь приблизиться к ней на расстояние выстрела. При этом в сани садятся по 2 – 3 охотника, которые при движении спрыгивают в засаду, откуда будет, удобно охотится на зверя. После этого ездовой, направляет лошадей на сближение на расстояние верного выстрела начинает гнать лисицу на затаившихся в засаде. Довольно часто зверь становится добычей ездового, так как позволяет приблизиться к себе на расстояние выстрела.
Самый интересный способ охоты – это охота с флажками. Они могут быть разного цвета, однако размер должен быть приблизительно 12 – 18 сантиметров. Их нашивают на расстоянии 1,5 – 2,0 метра друг от друга. Наматывают их тоже по-разному: на клубок, рогульку или катушку. При таком виде охоты нужно правильно и быстро отыскать место лежки зверя.
Начинается охота на лисиц, приблизительно с первым выпадением снега. Предполагаемые места, где, может располагаться лежки, сразу же обходят с двух сторон, ища входы и выходы. После рассчитывают площадь и делят ее на несколько участков. За этим развешивают флажки, в таком порядке, чтобы лисица, еще только выходящая из укрытия, могла их увидеть заранее. Располагают флажки, примерно на уровне глаз зверя – это, как правило, 30 – 40 см. Если, их разместить чуть выше, то не исключено, что зверь уйдет. А развешенные слишком низко и оставленные на ночь, к утру были вырваны с корнем или под ними будут вырыты целые траншеи, по которым и ушел зверь. А вот перескочить через шнурок с флажками, как правило, они не решаются. Развесив флажки, охотники размещаются так, чтобы один остаеваля на месте, другой отправлялся в загон.
Самое подходящее место для номера – это входной след или выходной. Направление ветра здесь играет немаловажную роль. Если он дует в оклад, то дожидаться зверя на входном следе не стоит. На номер становится, следует не далее 30-40 метров, при этом желательно в такое место, где тебя не будет видно. И укрывшись, не шевелится. Когда же зверь появится, то не делать резких движений, а выждать пока она не скроется за какой либо куст или дерево. После этого можно поднимать ружье. Самая подходящая дистанция – это 30 – 40 метров. Если лисица идет прямо на флажки, то нужно использовать крупную дробь и желательно, чтобы пули пролетели перед ее носом. Это должно ее отпугнуть от линии флажков, иначе вы можете ее поранить или напугать так, что она забьется в самую гущу леса, и опять выманить ее на номер бывает очень сложно. Тогда одному из стрелков нужно молча идти недалеко от зверя, метров на 150-200 от загонщика и выбрать место, где не раз проходил зверь и затаится.
Главное, чтобы при охоте на лисицу, команда охотников не была большой. Достаточно 2-3 человека, но успех будет зависеть от правильной организации охоты. Время на отстрел, при правильной организации процесса должно уйти около 30 минут, а может и меньше. В мягкую погоду охотник и загонщик к своим местам подходят порознь.
Процесс гона должен начинаться через определенный промежуток времени, расчитывют его так, что бы у стрелка осталось 5 – 10 минут. Загонщик идет в оклад, постукивая  и покрикивая, отгоняет лисицу к стрелку. Когда загонщик заметит свежий след, он начинает маневр от хода зверя. При этом он даже может возвратится обратно, но спешить в этом случае не стоит, иначе может выйти из флажков. Когда будет проходить все мягко и спокойно, она непременно выйдет на стрелка. При охоте на лисицу охотники используют дробь №3 – 1, но можно брать и помельче.
Погода для охоты с флажками самая подходящая – это когда каждый день выпадает снег и заметает старые следы. Однако, можно охотиться и по следам, но их нужно предварительно затереть. Если на следующий день появятся новые следы, то это будет означать, что здесь находится зверь. Охота на лисицу может быть и с капканами, и с петлями, и с манками, но самая интересная это охота на манок с «подъезда» и с флажками.



Лакомство для шелковичных червей


Это растение имеет большое значение в жизни людей. В глубокой древности на Востоке оно массово культивировалось, а дерево использовалось для своих нужд практически без остатка. Листва шелковицы и по сей день служит кормом для шелковичных гусениц, из коконов которых получают натуральную пряжу.
Одно дерево шелковицы ежегодно даёт до 200 кг сочных плодов, что  еще раз нам может доказать  о её обильной урожайности. Однако, считается что это не совсем так, потому что это на самом деле разросшиеся и разбухшие околоцветники, которые в быту называют ягодами. Процесс формирования соплодий заключается в срастании мясистых покровов отдельных плодиков–костянок. Они богаты ценными глюкозой, фруктозой, а также витаминами, микроэлементами, железом. А в районах Средней Азии, Северной Индии, Афганистана, Ирана и ряде других районах их употребляют в пищу как в свежем виде, так и в сушеном. Из них варят сироп, варенье, пастилу, уксус. Даже и сушеные ягоды применяют в хлебопечении, предварительно перемолов их.
Ягоды шелковицы черной (лат. Morus). Красные - неспелые.
В народе все части растения считаются лечебными. Соплодия используют в диетологии. Они богаты железом, что очень важно при малокровии. На Кавказе считают, что плоды шелковицы продлевают жизнь. В Китае есть даже миф о Хуан-э, где плоды тутового дерева делали из людей долгожителей. Из порошка коры тутового дерева с подсолнечным маслом приготавливают мазь, которая ускоряет ранозаживление. А в III веке нашей эры известный врач Квинт Серен Самоник рекомендовал ягоды шелковицы как средство при лечении поноса и дизентерии.
В мировую культуру шелковица тоже внесла свой вклад. До 105 года нашей эры китайцы применяли в качестве поверхности для письма узкие бамбуковые планки и лакированный шелк. Но, все эти возможности были неудобными или дорогими. Поэтому китайцы использовали для письма кору тутовника. Но предварительно ее расщепляли на тонкие ленты, затем варили 2 часа в разведенной гашеной извести. Полученную массу разбивали молотками и добавив в нее клей и воду делали бумажные листы. Тонким ситом зачерпывалась  приготовленная масса, а тот тонкий слой волокна, оставшейся после стекания воды тщательно просушивался на деревянной доске, прижимали еще одной доской и клали что-нибудь тяжелое (бревно или камень). После удаления избытка влаги, лист приподнимался при помощи медной иглы и укладывался на раскаленную каменную поверхность.
К тому же древесина шелковицы считалась самой лучшей для изготовления музыкальных инструментов. В Средней Азии из нее делали танбуры, дутары, сазы, рубобы. Сейчас для массового производства древесина тутовника не используется. Для этого сейчас закупается древесина других пород дерева, которую закупают в Закарпатье. Но многие музыканты предпочитают всё-таки из тута. Ее древесина идет так же для производства посуды, сувениров, шкатулок. Из однолетних побегов этого дерева раньше изготавливали волокно для грубых тканей, веревок, канатов, а для окраски использовали листья, которые окрашивали ее в желтый цвет.
И наконец, у этих деревьев очень красивая крона, она густая, что не мешает применять шелковицу в озеленении дорого. К тому же она засухоустойчива, найдя свое место в лесозащитных посадках аридных областей.
Известно всего два вида шелковицы с черными и белыми плодами. Первая более распространенная. Родиной этого дерева считается Восточный Китай. Именно там начали использовать тутовник для разведения шелковичных червей более двух с половиной тысяч лет назад. Однако у белой шелковицы листва более подходит для разведения шелковичных червей, она не такая плотная и жесткая. Зато у черной разновидности более крупные и сочные соплодия, очень приятные на вкус.
Шелковица белая (лат. Morus alba).
В Китае испокон веков производились шелка и здесь об этом сложено немало легенд и песен. Крестьяне заботливо ухаживают за этими деревьями – ведь это основа их благостояния.
В Японии и Китае под плантациями тутовника находятся очень большие площади, для этого подходит почва, которая малопригодна для других культур. Тут даже выведена высокопроизводительная раса шелковичных червей.
Долгое время в данных странах тщательно скрывалось производство шелка. Была даже введена смертная казнь за вывоз хоть одной одну гусеницы шелкопряда или семена и саженцы дерева. Но был один купец, который осмелился сделать это, он спрятал семена и гусениц в складках своей чалмы. Правда, гусеницы погибли от холода и голода, но семена без труда пережили длительный путь и дали начало новым посадкам далеко за пределами Китая. Культура распространилась из Китая в Афганистан, Среднюю Азию, Кавказ, Иран, Северную Индию и т. д. Она получило название Дерево жизни.
Тутовые деревья пытались разводить и у нас в России. Это было при царе Алексее Михайловиче в Измайлове. В город Симбирск был отправлен сокольничий Елисей Батогов, который доставил ко двору большое количество черенков тутового дерева. Пришлось в процесс посадки вовлекать около 300 стрельцов. Были предприняты и дополнительные меры для посадочных работ. Саженцы от морозов укрывали рогожками. Пробовали, помимо черенкования, разводить растение семенами. Во времена правления Петра I был издан специальный указ, в котором говорилось, что плантации тутового дерева должны быть заложены в Украине. Но само дерево даже с трудом могло достичь взрослого возраста из за неподходящего климата. Однако, те деревья, которым все таки удалось прижиться и по сей день растут по берегам Днепра. Интерес к тутовому дереву ослаб еще и потому, что к России на тот момент присоединилось Закавказье и Средняя Азия, где было хорошо развито шелководство. Так что возделывание тутовника в местах с менее благоприятным климатом просто потеряло свой смысл.
На данный момент эти растения еще можно встретить в парках московской области, но за ними здесь нужен особый уход - теплое местоположение и они здесь не развиваются в деревья, а остаются кустарником. Во время зимы его нужно хорошенько укрывать, иначе оно быстро подмерзает, но так же быстро возобновляется. Посадки его еще остались в Прибалтике, Белоруссии, Санкт-Петербурге.

воскресенье, 30 июня 2013 г.

Акация белая


Акация - красивое и колючее название, данное этому дереву, как нельзя лучше подходит для него. А ведь назвали его так еще в Древней Греции и это название прочно, без изменений вошло в языки многих народов. В переводе оно означает колючка. И впрямь, ветви этого дерева покрыты шипами. Они служат ему для защиты. Оказывается, листья акации служат для животных большим лакомством. Это равносильно, как для нас листья салата. Дерево само, в процессе эволюции, приняло такое решение, превратив свои прилистники в колючки. Так оно защищает свои листья. Но самое интересное то, что колючки осенью маленькие и мягкие, а вот с наступлением весны, когда приходит время из почек появиться новой зелени, то листья уже охраняют два острых и длинных шипа.
В Европе белая акация появилась в конце 16 века. Она имела большое сходство с видами, растущими в теплых странах, но так, же и имела отличие в форме ствола, который у белой акации крепкий и мускулистый, как впрочем, и сами ветви. Это качество деревьев, растущих в умеренном климате. Наверно, когда-то очень давно, какой то вид акации попал в наши климатические условия, и, приспособившись к ним, теперь произрастает здесь. Это дерево само создало себя. У него теперь новый облик и ареал. 

Робиния псевдоакация. Широко распространено
 ботанически ошибочное название «Белая акация».
Акацию еще называют робинией, в честь садовника, который привез это дерево во Францию из Северной Америки. Но нам, как то привычней называть Акацией. В дальнейшем ботаники начали называть это дерево ложной акацией. Научное название – робиния. Это название белая акация получила из-за душистых красивых соцветий, которые собраны в кисти подобно виноградным гроздям. Сам цветок небольшой и его лепестки располагаются так, как будто образуют лодочку с парусом. Внутри соцветия есть нектарная жилка, привлекающая пчел. Стоит только прикоснуться пчеле к ней, то сразу появляется нектар.
Когда цветет акация, то по всей округе стоит стойкий благоухающий аромат, привлекающий крылатых гостей к себе на пир. Из опыленных цветков впоследствии появляются стручки, где созревают семена, похожие на мышиный глазок – бобы. И название семейства, к которому оно принадлежит соответствующее. На корнях акации, как впрочем, у всех бобовых, есть маленькие клубеньки, в которых растение накапливает с помощью бактерий азот, повышая этим плодородие почвы.
Однако, семена акации в наших условиях не могут всходить – у них очень плотная оболочка. Для того, чтобы они все таки взошли их предварительно нужно подержать какое то время в горячей воде. Это еще раз нам доказывает, что это растение родом из теплых влажных мест. Само дерево приспособилось к новой среде, а вот семена не смогло приспособить. Возможно, этот процесс еще продолжается. Но это не единственный способ распространения этого растения. Оно  может размножаться с помощью корневых отпрысков, завоевывая все новые пространства.
Крона акации подобно облаку, белая, воздушная – дерево любит свет. Само оно выглядит так, как будто ветви вдоль ствола струятся, веточки чуть извиваются, а листочки играют. Даже зимой деревом можно любоваться, так как сплетение веток уже издали напоминает кружево. В городских условиях оно особо выражено, нежели в сельской местности. В густо насаженных местах деревья акации заглушают друг друга.
Если присмотреться к побегу акации, то чем старше дерево, тем тоньше молодые веточки. Зимой, во время заморозков, молодые побеги замерзают, а с приходом весны в рост идут боковые почки.
Но вот, к примеру, в Республике Молдова, заморозки весной большая редкость, и сроки вегетации наступают сравнительно позднее, примерно в мае. 
Что касается формирования кроны растения, то деревья сбрасывают ненужные им ветки. На месте крепления обычно можно увидеть круглый пятачок. Выглядит это примерно, так как будто она просто открепилась от основной ветки.
Листья у акации перистосложные, если присмотреться к форме листа – то он действительно напоминает перо. Мелкие листочки, располагающиеся по краям, приходят в движение не только от ветра, но и в зависимости от освещения. К ночи листочки опускаются вниз, а утром, по мере восхождения солнца поднимаются вверх. На одном и том же дереве можно заметить, что листья на нем находятся в разном положении, одни приподняты к свету, другие, находящиеся вне зоны освещения опущены. Оказывается, что такие акробатические номера производят и другие деревья со своей листвой, однако у акации это явление более выражено из-за миниатюрности листа.
Кора у этого дерева толстая, цвет с наружи темно-серый, и только где ни будь в глубине борозд можно заметить оранжевые прожилки, что свидетельствует о цвете коры в молодом возрасте дерева.
Само дерево очень красиво, им даже пытаются украшать городские улицы. А из-за быстроты роста его стали использовать для лесозащитных полос. Его корни расходятся в стороны и вглубь. Этой могучей хваткой дерево удерживает землю корнями. Его обычно сажают на склонах холмов и в районах оползней.
Впрочем, достоинств у акации предостаточное количество: оно не требовательно к почве, засухоустойчиво, прекрасно переносит загазованность, практически не страдает от насекомых-вредителей. Опоры из его древесины сохраняются в земле намного дольше, нежели из дуба. У пчеловодов юга – это дерево считается одним из главных медоносов. Одна акация в день может дать до 15 кг нектара. Цветение продолжается до 10 дней.
Но, при всех своих положительных качествах, это дерево, обладающее живучестью сорняка, может заполонить всё данное ему пространство. Если в посадках акации появляется, какое либо другое дерево, то оно его заглушит, так как акация стремится к монопольному владению.
В городских же условиях это растение не опасно. Его устойчивость к загазованности и запыленности практически делает это дерево незаменимым в озеленении. Только вот из-за его листвы дерево не сажают. Осенняя уборка улиц затрудняется из-за опавших  листьев. В условиях города разнообразие зелени имеет, конечно же, большое значение и присутствие акации пришлось бы здесь как нельзя лучше, но такая мелкая неприятность нередко решает судьбу этого дерева.

воскресенье, 23 июня 2013 г.

Из истории текстильного производства

Уже в 12 веке на Руси существовало искусство украшения тканей, об этом свидетельствуют даже исторические документы. Искусно  украшенные ткани, предназначались для оформления церковного облачения, шатров, служили переплетным материалом для книг. До наших дней дожили некоторые образцы изготовленные еще в 16-17 веках. Существует даже мнение, что их изначально украшали иконописцы. Еще 19 столетии встречались сельские богомазы раскрашивающие и разрисовывающие всяческую утварь.
Набойные доски для украшения ткани
В 16 веке ремеслом нанесения рисунка на ткань стали заниматься специальные мастера набойщики или, как их еще называют мастера крашенинники,  которые с помощью резных набойных досок вручную печатали узоры на ткани.
В то время это производство занимало первое место среди ведущих ремесел в 16 веке. О важности данного вида ремесла говорит наличие его в торговых рядах, таких городов как Москва, Псков, Новгород. Красильно-набивное дело развивалось, а после отмены 1775 монополии на фабричное ситценабивное производство, возросло число мастеров и мелких кустарных мастерских. Этот  вид  крашения ткани нашел свое продолжение во многих центральных и северных губерниях России. В 19 веке появились мастера-красильщики занимавшиеся производством вне сезона сельхозработ. В то время в быту у крестьян очень распространены недорогие льняные ткани в мужской и женской одеждах, для изготовления скатертей и занавесок.
Деревянная набойная доска
Узор наносился при помощи специальных досок, которые изготовлял мастер-резчик по дереву. В узорах, применявшихся в то время, сохранились мотивы и традиции такие же, что и на образцах тканей 17-18 веков. Об этом свидетельствует большая коллекция набоек, сохранившаяся в Загорском государственном историко-художественном музее заповеднике.
Среди сохранившихся образцов, к наиболее ранним относятся массивные набойные доски 17-18 веков. Они носили название цветки, имели размеры: 51,9 Х 21,6 Х 3,2 или 34,2 Х 49 Х 4,2 см по ширине холста. Плоский узор вырезался на этих досках, например на тверских цветках, с двух сторон. Например, с одной стороны выполняли крупный, дорожчатый узор или дорожки с розетками в крупных овалах, либо с пышными свободно изогнутыми тюльпанами. Эти мотивы характерны для 17 века. На другой стороне располагался мелкий геометрический орнамент из ромбов с четырех лепестковой розеткой или звездочкой, предназначенный для подкладочных тканей. Они наносились черной масляной краской, которой  покрывали доску, а затем с помощью кожаной подушки перекатывались на холст, прокатывая по ней скалкой.
С развитием индустрии форма и размеры набойки меняются, они становятся мельче. На ней вырезаются только основной элемент узора, то есть основную часть преимущественно простого мелкого растительного узора.
От специалистов, (манерщиков) изготовление таких досок требовалось большое мастерство. Они были довольно высокие (8,7 х 7,7 х 3 или 19,2 х 18,1 х 4 см) составлялись они из нескольких плоских и хорошенько высушенных деревянных дощечек. Манера собиралась на клей обычно из трех слоев. Для этого бралась древесина от разных по плотности деревьев: груша и орех – твердая по структуре древесина, а для средней части более дешевую сосна, ель, береза, липа. После того, как формы уже были собраны, их опиливали под углом 45 – 60 градусов, а по бокам делали выемки для рук, чтобы было удобнее набойщику при работе. Для того, что бы форма не расклеивалась, ее пропитывали масляной краской.
В 19 столетии манеры были трех видов. Первые по лицевой стороне были прорезаны плоскорельефным узором, а укреплены по бокам гвоздиками-иголками. Они обозначали конец рисунка. Затем появился смешанный рельеф, в нем деревянные части сочетались с отдельными металлическими элементами, плотно вбитыми в доску. Со временем в манерах стали использовать только металлические части. Контуры рисунка делались из прямых или изогнутых частей, а для более мелких использовалась тонкая, разная по толщине медная проволока. Она вбивалась в маленькие отверстия, которые были специально для этого просверлены. Очень редко специальные элементы для набойки каймы и центрального круга мотивов скатертей вырезали из древесины.
Набойные доски. Россия. XVIII-XIX вв.
Это искусство передавалось  из поколения в поколение, но сведений о мастерах – резчиках значительно меньше чем о набойщиках. Одним из крупных центров изготовления манер была Горицкая волость Тверской губернии. Здесь несколько селений их делали для продажи на сельских ярмарках, или изготовлялись под заказ. Они были распространены в разных губерниях в России.
У каждого мастера было до 100 манер, они бережно хранились и передавались из поколения в поколение по наследству. Встречались мастера, которые сами умели изготавливать манеры, но таких было очень мало.
Набойка производилась в избе красильне, которая располагалась возле водоема. При помощи чугунных котлов, специальных бочек для красок, стола. Образец рисунка отпечатывался на куске холста и вешался на стену, как образец.
Один и тот же рисунок мог различаться, в зависимости от места его произведения. Это зависело от самих мастеров, потому как в разных местностях по-разному компоновался и сам узор. Набойные доски – это богатое наследие, представляющие собой большой исторический интерес.

воскресенье, 26 мая 2013 г.

Выставка на ВВЦ

В мае на Всесоюзном Выставочном Центре проходил 8 фестиваль народных мастеров и художников России - "Жар-птица". Сюда съехались показать свое умение мастера своего дела, работающие в сфере декоративно-прикладного искусства. Здесь не только своими глазами можно увидеть, как создаются сувениры, а также самим попробовать свои умения и знания в изготовлении, а заодно и научится какому либо забытому мастерству, познакомится поближе с народными художниками, или творческими интересными людьми. Мастера в вашем присутствии создают самобытные сувениры в традиционной технике народных промыслов; проводят мастер-класс для всех желающих. В фестивале участвуют умельцы и искусники из Белоруссии, Карелии, Ямала, Камчатки и других стран, республик и регионов, широко представляя свое умение и свою культуру народным массам.
Тут же можно приобрести уже готовые сувениры, которые были изготовлены специально для выставочного центра. В широком ассортименте представлены изделия из камня, хрусталя, металла, дерева, изделия из шерсти, кожи, бересты, декоративная роспись, ювелирное искусство.
Исторически сложилось так, что свое развитие народные промыслы начали с крестьянских домашних промыслов, постепенно перерастая в мелкое товарное производство. Свое умение, как правило, мастера передавали своим детям, а те в свою очередь своим. И так было всегда. Сейчас, когда наша страна переживает кризисный момент в экономическом плане, такие выставки должны чаще проводиться, потому, как это дает старт и развитие частному производству, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать развитию экономического характера.

Царицынская игрушка
В воспитании детей большой вклад в развитие личности вносят те предметы, которые ребенок трогает с самого раннего возраста. Таковым предметом, конечно же, является игрушка. На выставке в широком ассортименте представлена царицынская фабрика. Каждый желающий может найти здесь игрушку по вкусу в большом разнообразии. 
Царицынская игрушка
Детство – это тот недолгий период времени, во время которого происходит закладывание основ физического, интеллектуального, духовного потенциала, характера ребенка. Игрушки – это выражение отношения взрослых к детям. Из покон веков с помощью игрушек закладывалось формирование русского характера и русской души, дошедшие до нас неизменными. Хорошие и правильные игрушки развивают моторику, внимание, учат любить семью, дом, окружающий мир и свою Родину. http://www.czar-toy.ru

Золотая хохлома
На выставке мастера хохломской росписи представляют свои работы на обозрение зрителей. Расписная посуда с изумительным рисунком, имитирующим золочение.  Можно прекрасно отдохнуть, прослушав увлекательную историю возникновения этого старинного промысла. Выполняется хохломская роспись красными, зелеными и золотым красками по черному фону.
Золотая хохлома
Умельцы рассказывают, как происходит процесс нанесения росписи. Молодое поколение ближе знакомится с особенностями обработки после нанесения рисунка на предметы: бусы, сережки, елочные украшения, даже футляры для мобильных телефонов, на которых были изображены ягоды рябины, алые цветы и ветки, а так же рыбы, звери, птицы. http://goldenhohloma.com

Жостово
История возникновения промысла началась еще в 19 веке. Тогда несколько селений Троицкой волости (ныне Московская область, Мытищинский район) организовали предприятие по многослойной росписи подносов. Со временем предприятие разрослось, появились металлические подносы. Мотивами для жостовской росписи является цветочный букет, его так же можно встретить в сочетании с фруктами. Сама задумка мастера заключается в реалистичности изображения.
у павильона с Жостовскими подносами

Такой росписью в старину украшали сундуки, прялки, берестяную посуду, предметы быта. В ее основе было передать зрителю реалистичность композиции (цветы, букеты, венки, гирлянды). http://www.zhostovo.ru

Гжельская керамика
Гжель – один из стариннейших народных промыслов по изготовлению керамических изделий. Он возник еще в 1818 году. Тогда тут заработала небольшая фабрика по изготовлению посуды. Сейчас это уже крупное предприятие по производству традиционных фарфоровых изделий с ручной кобальтовой росписью. На предприятии трудятся сотни потомков тех мастеров, что стояли у истоков зарождения этого направления искусства.
Гжель
Посуду для гжельской керамики обжигают в печах, отсюда и пошло название производства. Сейчас ассортимент завода насчитывает более 600 наименований производимой здесь продукции, в том числе шкатулки, подсвечники, лампы, часы. Годами сработавшийся коллектив бережно хранит старые традиции, а так же с каждым годом улучшая качество выпускаемой продукции. Такие темпы развития вывели Гжельский фарфоровый завод на передовой уровень гжельских производителей традиционного фарфора. http://www.efarfor.ru

Артмахаон
Современные московские предприятия, специализирующиеся на изготовлении штор, подушек, пледов и т.д. сегодня идут в ногу со временем. Студия Артмахаон, объединив под своим крылом несколько направлений, широко представила свою продукцию. В наличие были представлены образцы росписи стен, предметы интерьера, кованые изделия, резьба по дереву, домашний текстиль, а так же мелкий ремонт одежды. Продукция предприятия отличается качеством выполненной работы,  добросовестным подходом сотрудников к своему делу. Ее цель – это сделать ваш дом красивым, комфортным и уютным.

Тут можно познакомиться с образцами портьерных тканей, готовых изделий, а коллектив  дизайнеров подберет декоративные материалы для обустройства вашего интерьера. На выставке была представлена лишь малая толика продукции предприятия. Технологи, в результате сотрудничества, воплотят все ваши мечты в реальность. http://www.artmahaon.ru


Светлогорский янтарь
На выставке, среди всего многообразия сувениров, представлен "Светлогорский янтарь". Здесь можно увидеть сувениры и изделия из "слез моря".
павильон Светлогорского янтаря
Янтарь бывает прозрачным, мутным, вызревшим и не очень, природным, плавленым, каленым с инклюзами и без. Инклюз – это включения, попавшие в смолу, которая в дальнейшем превратилась в камень. У каждой разновидности янтаря есть свои отличительные особенности, впрочем, за что он и ценится. К примеру, если в древнюю смолу попал кусочек крылышка бабочки или в ней можно увидеть запечатанное древнее насекомое с неповрежденными лапками или же мелкие крупинки причудливым образом сложились в ваши инициалы. Если к такому подарку еще добавить то чувство, которое вы хотите вложить в сувенир, то это будет полноценным подарком для дорогого вам человека. 


Частные мастера Подмосковья - Художественная лавка
Особо хочется отметить присутствие частных мастеров на выставке. До сих пор еще есть такие семьи, где опыт в частном изготовлении сувениров передается дальше от старшего поколения младшему. Оказывается, где то еще живут и продолжают нести людям радость потомственные мастера. На выставке представляют свои работы по объемной росписи по дереву, авторской вышивке, керамике,  расписывают шкатулки с использованием традиционных росписей хохломской, городецкой, живописи маслом.http://www.lavka7.ru
в павильоне Художественной лавки
Хочу отдельно рассказать технике объемной росписи,  уж очень красочно и оригинально смотрятся такие сувениры. На загрунтованную поверхность наносится рисунок, который впоследствии, превратится в объемный элемент. Мастер с помощью специального инструмента (мастихина) наносит шпатлевку при помощи пластиковых бутылочек. Консистенция должна быть густой сметаны, чтобы не растекалась, могла держать форму, пока не высохнет. Самое интересное, это то, что после каждого нанесенного яруса заготовку нужно хорошо просушивать. Когда все элементы будут нанесены, их загрунтовывают несколькими слоями акриловой краски и все просушивают.
Следующий процесс – это нанесение красок. Мастер сам решает, в зависимости от своей фантазии какие цвета будут использоваться в оформлении. Помимо основных элементов, которые имеют свой определенный цвет здесь, на поверхность еще наносятся сильно разбавленные водой краски, которые придают заготовке художественную законченность. Последними штрихами является дорисовка мелких, на первый взгляд неприметных элементов, теней под листочками, тычинок на цветках, каких либо веточек выглядывающих из-под кустов. Потом всю работу покрываю несколькими слоями акрилового лака. После этого работу нужно внимательно рассмотреть, что бы не было, каких либо недочетов.