С каждым веком все больше совершенствуются приемы обработки древесины, оттачивается мастерство резчиков. В конце 19 и начало 20 веков, в связи с развитием капитализма, многие центры резьбы по дереву пришли в упадок. Эстетические достоинства крестьянских изделий стали утрачиваться. Примерно в это же время в Подмосковье возникает абрамцево-кудринский промысел резьбы по дереву. Возникла эта идея и была воплощена в жизнь профессиональными художниками и народными мастерами.
История возникновения художественного промысла напрямую связана с усадьбой Абрамцево, богатой своими народными традициями. Началом тому послужила здешняя природа. Тут черпали вдохновение известные художники, поэты, писатели и музыканты. В 70 годы усадьбу приобрел крупный московский промышленник С.И.Мамонтов, который сумел объединить лучшую московскую художественную молодежь в Абрамцевский кружок. Отсюда вышли И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, И.С.Остроухов и другие, которые очень высоко отзывались об усадьбе. Они считали, что здешняя природа такова, что провести там можно было многие годы, причем безвыездно, тем более, когда московскую молодежь сближало единство идейных убеждений и любовь к национальной культуре.
В Абрамцеве был создан первый в России музей народного искусства. Предметы народного быта для музея собирались со всей округи и во время поездок по северным губерниям России. Народный промысел резьбы по дереву убедил всех, что это искусство еще живо, что еще есть талантливые самобытные мастера, которые способны вдохнуть жизнь в умирающий промысел.
Тут в Абрамцево открылась столярная мастерская, для того, чтобы возродить народное искусство резьбы, а так же дать местному населению возможность дополнительного заработка, не отрывая местное население от деревенской жизни и ведения своего хозяйства.
Эскизы художников использовались для создания бытовой утвари, мебели и многого другого. В оформлении использовались традиционные и заимствованные с других предметов крестьянского быта мотивы, а так же, созданные под впечатлением наблюдений окружающей природы. Создавались предметы, куда вводились различные приемы резьбы: плоскорельефная, рельефная, объемная, празднично-нарядная, сказочного характера, способная украсить собой быт. Так же, вводилась покраска.
В самом начале эти предметы использовались для нужд Абрамцева, а потом стали изготавливаться и на продажу. Они пользовались большой популярностью у горожан, и продавались в различных городах России. В Москве были широко известны магазины: «Продажа резных по дереву вещей работы учеников столярной мастерской сельца Абрамцева».
Конечно, в творчестве местных художников было много ошибок, но, по крайней мере, это стало началом коллекционирования и изучения творчества народа. А это, в свою очередь, привлекло внимание русских демократических слоев населения. Их деятельность стала началом нового промысла резьбы по дереву. Основоположником его стал бывший ученик мастерской крестьянин из деревни Кудрино, Василий Петрович Ворносков, которому его знания, полученные здесь же, помогли создать самобытный стиль в резьбе по дереву. Он так и стал называться абрамцево-кудринской резьбой, сформировавшийся еще в годы Советской власти.
Существует мнение, что в основу ворносковского стиля лег мотив 17 столетия, который мастер подсмотрел на свечном ящике из Вологодской губернии. Растительный декор мастера очень схож с вологодской росписью по дереву, а также с холмогорской резьбой по кости. Что еще раз подтверждает, что в абрамцево-кудринской резьбе ярко отразилось понимание красоты. Растительный узор мастера дополняется изображениями животных, птиц, ягод, плодов, делая зрительное восприятие еще более народным.
Знакомясь с крупнейшими коллекциями профессиональных художников, Ворносков совершенствовал и свои работы, вводя в них, что-то новое, а кроме того, создавал скульптурные композиции, где он применял цветную тонировку морилкой и красителями с вощением и лакировкой. Это было непривычно для того времени, тем более, когда другие художники испытывали жесточайший кризис.
Традиции Ворноскова продолжают его ученики и последователи. У него было 6 сыновей, которые, так же мастерски овладели данным искусством, став в дальнейшем продолжателями отцовского промысла. В округе возникали новые артели, ставшие в дальнейшем фабриками. Например, в городе Хотьково. Тут и сейчас выпускают различные предметы быта: шкатулки, коробочки, декоративные ковши, блюда, над которыми трудятся художники и мастера, владеющие приемами абрамцево-кудринской резьбы.
Изделия, выполненные мастерами абрамцево-кудринской резьбы, можно повстречать и на прилавках магазинов, и в музеях, и на выставках. Они продолжают жить и радовать современных людей своей красотой, оригинальностью и художественным решением.