Мастера всегда вкладывали в детскую игрушку опыт, нажитый многими поколениями. На Руси мастер-игрушечник, должен был обладать целым рядом качеств, способствующих его работе. Он должен был быть виртуозным резчиком, токарем, искусным ваятелем, плотником, столяром и еще должен был обладать массой качеств и умений. Всматриваясь в маленькие вещицы детского деревенского быта, все отчетливей мы видим красоту народной традиции, ее животворную силу.
В народной игрушке традиционно все: постоянство тем, пластических образов, технические приемы, повторяемость орнаментов и узоров. Традиции прослеживаются и в бережном отношении мастера к дереву.
В памяти народной до наших дней дожили легенды, сказания и песни это то, почем ученые разгадали смысл культовых представлений о «древе жизни». Своеобразным языком рассказывают фольклорные произведения о живых душах деревьев, о живших когда то в лесах лесных духах. В нашем лексиконе до сих пор сохранились образные эпитеты очеловечивающие деревья «девица-березка», «клен молодец», «дуб богатырь». С почитанием деревьев связано много обычаев и обрядов, бытовавших в народе долгое время. Например, запрещалось рубить молодые деревья, даже существовал такой праздник, когда их украшали лентами и водили вокруг хороводы. Исследователями обнаружены символические значения деревьев в народной одежде, в архитектурных постройках, в предметах быта и в игрушках.
Особенно, нагляднее всего мы можем это увидеть на примерах русского Севера, где прослеживается почтительное отношение крестьян к материалу. Их стремление использовать его целиком, отыскать приготовленные самой природой формы. Такие игрушки свидетельствуют о богатой художественной фантазии своих владельцев, сумевших рассмотреть в развилке ветвей куклу, в как-то по особенному изогнутых корневищах - плывущих птиц.
Эти формы ложились в основу изобразительного творчества. Русские мастера-игрушечники старались уподобить им свои работы. Поэтому так много игрушек, предназначавшихся для детей, имеют сходства с природными образованиями. Эта же взаимосвязь прослеживается и в самих названиях. На Севере больших массивных игрушечных коней называют «колоды», а кукол - «панки», что, как считают этнографы связано со словом «панг» - переводится, как корень, ствол, стебель. Природные, почти не подвергавшиеся обработке формы одушевляли, давая им названия животных. Трехногая развилка носила название «кобылка», птицеобразные сучки с берега Белого моря называли «поползухами».
Русские мастера всегда прекрасно понимали дерево, как пластический материал – игрушка тому живой пример. Их делают в разных районах страны.
«Конь с санями» - плотницкая искусная работа тульского мастера, сделанная в 1902 году, не одно поколение деревенских детей выросло с этим коньком. Видно, что и колеса давно заменены и поверхность самого конька затерта до блеска, и даже кое-где на теле коня упражнялись в грамматике выцарапывая буквы. Это есть живое доказательство ушедших в прошлое игр прошлых поколений.
Такая игрушка прекрасно приспособлена для игр. В шее коня проделано отверстие для веревки, чтобы можно было катать игрушку за собой. В санях можно возить пассажиров и грузы. Прочная каталка вырублена из толстой колоды. Конечно же, эта игрушка выглядит очень грубо и примитивно. Но это ошибочное мнение. Изготовить такого конька гораздо сложнее, чем игрушку, сколоченную из отдельных, даже аккуратно собранных дощечек. Мастер использовал целиковую природную форму, оценив ее изначальную красоту, струистый рисунок структуры, оживленный узловатыми глазками сучков. Тяжелые сани выглядят как корыто. Здесь уже все было – золотистый матовый цвет, текстура. Возникает даже какое-то ощущение коня, но не скачущего, а плывущего над землей. Этот образ особенно символичен, когда на память приходит образ коня, которого наш русский народ столько веков олицетворял с образом солнца, а птица – всегда была образом весны.
Такие же «потешки» делали и рыбаки, и охотники, веретенщики, плотники и посудники – ремесленники многих профессий. Игрушку делали и специалисты-ремесленники, имевшие широкий рынок сбыта. В таких мастерских было развито разделение труда - каждый даже имел свою специализацию. Подобные крупные центры были в Сергиевом посаде, где жили сотни мастеров-игрушечников, их продукция расходилась по всей России.
Игрушка, выполненная кустарным способом отличалась от тех, что мастерили в домашних условиях. Это объясняется тем, что такая игрушка готовилась на продажу, и ориентировалась на самый притязательный вкус. Ремесленник делал свои игрушки, стараясь усложнить форму и конструкцию, разнообразить по сюжетам, побольше украсить. Постепенно формировались школы деревянной игрушки - носителя своеобразной культуры. На сегодняшний день известны резная богородская игрушка из
неокрашенной липы, расписная, изготовленная токарным способом из села Полхов-Майдан горьковской области, а также расписная Семеновская игрушка.
Игрушки каждого центра узнаваемы - так как различаются по стилю, но у них есть одно, что их объединяет – это рациональность мастера к использованию исходного материала. И дерево экономили и время, старались наипростейшими приемами добиться максимального эффекта. Искусно мастерили игрушки из отходоввладимирские плотники, они с легкостью превращали деревянные плашки в женские фигурки. Крутобокая, статная фигура сразу давала представление о характере изображаемой барышни. Врез-выем по линии талии одновременно обозначал грудь, плечи и позу. Самые крайние точки по горизонтали - это выставленные в стороны локти рук. Лицо моделировали глубокими врезами глаз, и выделенный нос-клюв. Завершающей деталью является большой головной убор. Такие носили в Гороховецком уезде Владимирской губернии в прошлом веке.
Московские мастера изготовляли своих кукол из обычного полена, при этом сохраняя его строгую трехгранную форму в скульптуре. Мастера Горьковской области мастерили свои игрушки из сосновых палочек, дощечек, которые расчетливо раскалывались из осиновых и сосновых кругляков. В Архангельске кое, где мастера еще собирают из щепок погремушки-шаркунки, очень схожие с архитектурными сооружениями. Об этих загадочных лабиринтах и хитроумных головоломках может быть написано большое исследование. Сегодня они ценятся, как подлинные шедевры национальной культуры.