Еще со времен царствования Ивана III, когда в монастырях занимались разведением яблоневых садов, в которых произрастали вишневые деревья (Владимирское княжество), виноградники (Киевское княжество) и др., сохранились сообщения о великокняжеских и царских садах бояр, монастырей и населения.
В основном такие сады образовывались вблизи монастырей и жилых домов. Городские жители, имеющие свободное место рядом с домами, старались засаживать его помимо овощных культур, плодовыми деревьями и кустарниками. Говорят, что в то время город утопал в зелени садов.
В Москве тогда умели выращивать большие дыни, вкусные сорта яблок. Владимир и Муром славились своими вишнями.
С XVII столетия в Москве возникают сады декоративного устройства – это царские сады в Кремле, а
так же сады, созданные некоторыми боярами. Вновь возникающие сады засаживались не только плодовыми и декоративными деревьями и кустарниками, тут сажали и цветы, разбивая клумбы, прокладывая их геометрической формы дорожками. Тут появились целые вавилоны (лабиринты). Было принято строить бани, беседки, парадные ворота, качели, потешные палаты, мосты, фонтаны, птичники. Один из таких кремлевских садов был создан на крыше хозяйственного амбара, напоминая собой висячий сад из древних времен. В таком кремлевском саду был водопровод. Кстати,
в то время начали распространяться теплицы, где выращивали южные растения. Однако, многообразием украшений отличались и многие другие сады. Примером тому могут послужить сады Измайловского зверинца, где в загонах, клетках содержались привозные животные.
Садовое искусство получило особое развитие при Петре I. Тогда было массовое устройство целого ряда садов, известных и сегодня, например Петергофские сады Петра I. Они были созданы в том же стиле, что и версальские, но более величественные и красивые. Хотя северный климат малообжитого района мало подходил для задуманного, но не смотря на это замысел быстро осуществился. Местность под Петергоф выбрали на южном берегу Финского залива, расположенную на небольшом расстоянии от моря. Дворец был возведен в виде террасы на возвышенности, а основная часть Петергофа (Нижний сад) и несколько маленьких дворцов размещались ниже вдоль моря.
Местные фонтаны могут работать беспрерывно, им не нужна подкачка и накопление воды, так же, они превосходят версальские мощью, формой и числом.
Однако, Петр I не успел закончить устройства Петергофа, и те, кто был после него успели внести немало своих изменений. Пытались даже превратить Петергофские сады в английский парк. Романовы внесли свою лепту. Немецкие оккупанты в период Великой Отечественной войны сожгли и разрушили дворцы, вывезя их убранство, статуи, фонтаны. После войны, кстати, кое-что удалось вернуть из Германии, а разрушения восстановили.
Летний сад в Питере, отгороженный от набережной Невы известным кованным забором, не смотря на все изменения в убранстве, и по сей день сохранил первоначальную планировку и характерные украшения в виде мраморных статуй. Главные украшения сада – это фонтаны и
каскады. Вместо поставленных в конце 18 столетия мраморных статуй еще при Петре I, были установлены позолоченные свинцовые статуи на сюжеты басен Эзопа. Там же находился искусственный грот с органом, играющим от ветра. Сад украшали трельяжи, закрытые зеленые дорожки, цветники, птичник, а в одном из бассейнов обитал тюлень.
Летний сад занимает 37 Га садового комплекса центра Питера вместе с устроенным в более позднее время Михайловским садом, сквером у Инженерного замка, и благоустроенным в советское время Марсовым полем с могилами героев революции.
Из больших, сохранившихся до наших дней садов и парков, можно назвать сады Ораниенбаумского дворца, выстроенным князем Меньшиковым на берегу Финского залива напротив Кронштадта. В свое время их тоже подвергли переделкам, но красивые дворцы и их насаждения
остались. В период Великой Отечественной войны немцы так и не смогли занять этой местности.
Сады Царского села, а теперь города Пушкино, были созданы в бедной болотистой местности во времена царствования Екатерины II и Елизаветы. В 19 столетии проводились дальнейшие незначительные работы по благоустройству садовой территории и перестройке садовых павильонов.
Сады города состоят из двух различных территорий: из сада, который примыкает к Екатерининскому дворцу с подстриженными в прошлом деревьями и его роскошно устроенных ближайших окрестностей парковой территории со свободно растущей зеленью. Кроме двух дворцов с прекрасной архитектурой, тут есть и еще здания, многочисленные павильоны, беседки, башни, мостики, памятники, скульптуры.
Недалеко от города располагаются Павловский парк и Гатчина. Кстати, созданием садов последней занималась еще сестра Петра I. Богатая растительность в совокупности с водными поверхностями, разнообразие естественных и искусственно выполненных пейзажей производят незабываемое впечатление.
Парки во время Великой Отечественной войны были сильно изуродованы: дворцы разграблены и разрушены. Советским людям после войны пришлось восстанавливать и Гатчину и Павловский парк.
Но, кроме, того на тот момент тогда еще Ленинграда с его пригородами, существуют и много парков с садами, находящихся в других районах страны, например в Москве.
Жители столицы хоть каждую неделю могут посещать дворцы-музеи 18 столетия в Кусково. Протяженность Кусковского сада приблизительно небольшая, но имеет отличный план расположения. Много зелени со следами былой стрижки. Сам дворец-музей с его убранством и огромными
коллекциями фарфора, итальянский павильон, грот, эрмитаж, голландский и швейцарский домики, оранжерея и мраморные статуи. Все это дает полную картину ушедших в прошлое вкусов и нравов.
Сад дворца-музея Архангельское напоминает сады Италии эпохи Возрождения. Архангельское сохранилось лучше Кускова, правда оно дает меньшее представление о планировке старинных садов. Но тут есть свободный партер, закрытая зеленью аллея и шикарные зеленые массивы. В саду много памятников и скульптур.
В Подмосковье можно побывать в пейзажном парке-музее Абрамцево и в малоизвестном Вороново. Абрамцево в отличие от других создавался при небольших затратах и без особых затей. Но сколько здесь красоты, хотя данное место не является лесопарком и его дорожки выходят
прямиком в лес и на окрестные поля. В дополнение к тому тут можно увидеть построенную русскими художниками часовенку и избушку, которые были сооружены не специально, однако служат как дополнительное украшение старинного парка. Удачно сооружен в парке пруд и холмистая поверхность леса со стороны протекающей поблизости маленькой речушки.
Вороново располагается в пределах 60 км к югу от Москвы на Старо-Калужском шоссе. Это пышная усадьба 17 - 19 столетий, принадлежащая знаменитым в истории Волынским, Воронцовым, Ростопчиным и Шереметьевым. Основную ценность парка составляет разбитый в стороне пейзажный парк.
Вороновский парк тянется вдоль длинного берега большого пруда. На этом участке располагается старый лес с высаженными насаждениями хвойных и лиственных деревьев. В основном это липы, растущие на бугристом естественном рельефе. В центре лесистой поверхности
расчищено несколько полян, имеется пихтовая аллея, с другой стороны вдоль извилистого берега пруда есть узенькая дорожка с нависшей над ней зеленью. Все это в совокупности и составляет основное украшение парка.
Конечно, нам обязательно нужно задуматься о сохранении, и, даже, где-то о преумножении исторических парков и садов. Это наша история, о которой последующие поколения могут даже и не узнать. Об сохранении нашего Российского наследия впервые стал задумываться еще Петр I, но реальные мероприятия стали предприниматься только при Николае I. Был возложен строжайший запрет на разрушение древних крепостей. Одновременно с этим начали проводить и реставрационные работы по восстановлению отдельных памятников. Во времена второй половины 19 столетия стали возникать археологические общества, в том числе и церковные, общества охраны памятников, древнехранилища и т.д., деятельность которых и заключалась в выявлении колоссального числа памятников и начала изучения культурного наследия страны. В Петербурге был учрежден даже Международный день охраны памятников, который празднуется 18 апреля, так как в
северной столице сосредоточена десятая часть всего культурно-исторического наследия страны. Задачей, которого было призывать обращать внимание на проблемы невосполнимости утраты памятников. Напоминать петербуржцам о сохранении города во всей его красе для потомков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий