среда, 13 мая 2015 г.

Из истории ксилографии

Мало, кто знает, что такое ксилография или иначе гравюра на дереве. Оказывается, в переводе с греческого слово «ксилон» означает дерево, а «графо» - рисую. История ксилографии насчитывает в Западной Европе примерно 6 веков, а, найденные на Востоке и в Китае оттиски датируются  VIII веком. Но это вовсе не означает, что принцип гравюры не был известен и раннее. Просто это связано с изобретением бумаги и необходимостью дешевого способа получить большое количество оттисков. Она, кстати, и заменила дорогостоящую иллюстрацию, выполняемую от руки акварелью или даже пером.
Сама ксилография возникла, как репродукционная техника, которая очень тесно связана с развитием книгопечатанья. Но ее использовали лишь, как подсобную. В конце концов, она все-таки заняла свое место в изобразительном искусстве. Это и есть ее основное отличие от других графических техник.
Технические и художественные возможности ксилографии настолько велики, что спустя 6 веков своего существования, за которые с ней происходили всяческие изменения в плане художественных возможностей, целях, задачах, приспосабливаясь к различным эпохам и стилям, она, и в наши дни, богатые технологическими новшествами в искусстве, полиграфии – не утратила своей актуальности. Принцип гравюры весьма прост – на ее выступающие элементы наносится краска, а затем переносится на бумагу или какую либо другую плоскую поверхность.
Обрезная (продольная)гравюра возникла самой первой, с тех самых пор изменились только ее задачи, а сама техника изготовления существенно не поменялась. До 18 столетия она была и репродукционной и оригинальной, теперь же используется только для создания иллюстраций и эстампов. Эстамп это - произведение графического искусства, которое представляет собой гравюрный оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Кстати, оригинальными считаются те, что были сделаны самим художником, либо печатником в присутствии автора. Само же название указывает на технику гравирования и способ изготовления доски, на которой выполняется эта гравюра.
Изначально, в качестве материала для их изготовления (эстампов) использовали породы деревьев с однородной мелкослойной древесиной (яблоня, груша, вишня, самшит), в наши дни совсем наоборот – сама фактура древесины является как дополнительным средством художественного выражения. Распиленный вдоль волокна кусок ствола, затем склеивают клеем (козьим, рыбьим) на водной основе, поверхность обрабатывают рубанком, затем циклюют, и последняя обработка заключается в шлифовке шкуркой. Ее поверхность, так же, могут грунтовать яичным белком с добавлением квасцов и цинковыми белилами или казеиновой политурой, после чего доска готова для работы. Рисунок, при этом на нее наносится или переводится различными способами, заканчивая его обычной тушью. После покрывают тушью более светлого оттенка, чтобы при резьбе был виден результат, получаемый в процессе оттиска. Гравюру вырезают ножами различной формы.
У обрезной гравюры белая линия проводится двумя движениями ножа, а черная – четырьмя, при этом, каждая линия оказывается прорисованной, имитируя рисунок пером.
На обрезанную гравюру валиком накатывается краска, затем к ней прижимают бумажный лист и притирают деревянной печаткой. Выполненная, таким образом гравюра, имеет тиражность оттисков до 20000.
В книжной иллюстрации обрезная гравюра быстро заняла господствующее положение. Когда то, она начала развиваться с линейного изображения, которое в некоторых местах прорабатывалось черными штрихами. Чтобы изображение получилось цветным, использовали акварель или гуашь. В таком виде обрезная гравюра просуществовала у нас в России до конца XIX столетия. Принцип черного штриха является основной отличительной особенностью обрезной гравюры. Таким образом, каждый мастер имел свои индивидуальные узнаваемые отличительные особенности. В «эпоху Дюрера» были созданы целые серии иллюстраций и эстампов, которые стали образцами классической обрезной гравюры.
Примерно, где-то в это же время появился новый вид гравюры – светотеневой, автором которого является Уго да Карпи. Его еще называют кьяроскуро. Принцип выстроен на том, что он строится на тональных оттенках одного или двух близких друг к другу цветов. Темный цвет лишь акцентировал глубокие теневые места. При этом гравюра более приближалась к живописи. Под каждый цвет изготовлялась отдельная доска, и печать производилась поочередно с каждой. Этот принцип актуален и сегодня.
Цветная гравюра наибольшее распространение получила в Японии в 17 – 18 веках. Технически принцип ничем существенным не отличался от светотеневого, применялось просто большее количество досок, которые могло превышать 20 штук. В Европе художниками использовалось не больше 8 и печаталось красками на водной основе.
Дальнейшим развитием стало преобладание в искусстве пространственного начала. То, есть, предмет начал восприниматься как часть среды. Продольная гравюра, таким образом, отошла на второй план, уступая место гравюре на металле. Она осталась лишь востребованной в лубочных, полуремесленных народных изданиях из-за своей дешевизны. Сейчас обрезная гравюра существует лишь в виде эстампов, став малотиражной техникой, сохранив при этом лишь способ подготовки доски и освоив новые приемы: продавленное изображение, рушение поверхностного слоя древесины различными способами и т.д.
Во второй половине 18 столетия появилась деревянная гравюра, это был совершенно новый вид, ее называли торцовой. Она соединяла в себе приемы резьбы и форму инструмента у гравюры на металле. Родоначальником торцовой ксилографии, которая, впоследствии распространилась по всему миру, став при этом основной техникой репродуцирования стал Томас Бьюик. Торцовая ксилография отличается ярким выражением пространства, фактуры предмета, света, воздуха. При всей своей скромности гравюры Бьюика признаны подлинными произведениями искусства. Это точное виртуозное сочетание черного и белого штриха. О Бьюике, об его художественных достоинствах можно писать много. По сей день у него учатся, ему подражают.
Техника, которая позволяет сочетать в себе разнообразнейшие тончайшие штрихи с воспроизведением тональности и цветовых нюансов живописи со всеми видами графики, в том числе и воспроизведением скульптуры и архитектуры, дала возможность иллюстрировать журналы и книжные издания.
Материалом для торцовой гравюры служит твердая однородная древесина (самшит). Конечно, можно делать доски и из вишни, груши, яблони, бука. Но они все будут иметь как свои плюсы, так и минусы. Самшит же – универсален.
Ствол сушат, затем распиливают поперек волокна так, чтобы толщина составляла около 3см. После выпиливают прямоугольники, удаляя сердцевину и сучки. Учитывая, чтобы древесина была однородной(северные части ствола образовывали одну доску, а южные – другую), прямоугольники склеивают рыбьим клеем.
У нас в России примером торцовой гравюры являются иллюстрации Агина к «Мертвым душам». Это иллюстрации высочайшего мастерства, отличающиеся точностью образов персонажей. Так же, высоких результатов в репродукционной технике добился В.В. Мате, который мог воспроизвести масляной живописью характер карандашного рисунка. Его репродукции рисунков Репина – непревзойденный шедевр. Остроумова-Лебедева, Фалилеев – авторы, благодаря которым началось возрождение ксилографии в России. В двадцатых годах прошлого столетия родилась русская школа ксилографии, которая в дальнейшем получила мировое признание. После революции книжная гравюра своим расцветом обязана В. А. Фаворскому, которого признавали  классиком советской ксилографии и искусства книги.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий