Как
известно – лес богат не только дарами, а еще и древесиной, из которой чего
только не делают: ложи и другие части охотничьих ружей. Для таких вещей не
каждое дерево пригодно. Оружейные мастера из города Тула изготавливают ложи и
другие деревянные части из бука, ореха, березы. Древесина для них поступает из
разных мест России, а так же из за границы. Тульские мастера сами приезжают на
лесную делянку и каждую заготовку тщательно обмеряют, простукивают и
просматривают, перед тем как поставить свое клеймо. Такой контроль необходим,
потому как ложа при выстреле испытывает очень большие нагрузки, поэтому она
должна быть максимально прочной – без единого сучка, завитков, сердцевины, а
еще волокна должны лежать параллельно и, ни в коем случае, не перекрещиваться.
Древесину
березы заготавливают зимой, потому как летом она может либо загнить, либо
потрескаться. Делают это не раньше ноября и не позднее апреля. Здесь подходит
древесина, только что срубленная. Очень сложная работа - выбор болванки для
ружейной ложи считают тульские мастера.
Поступившие
заготовки сразу же пускают в дело, бережно перевозят, что бы не повредить, со
стороны могут подумать, будто бы, свершается, что то тайное. Обрабатывают
торцы, делая это не быстро, размеренно. Влага не должна быстро уходить из
дерева, иначе его может повести. При строгом контроле поступают они в хранилища.
Где каждая заготовка хранится в определенных для нее условиях. Хранение длиться
1.0 – 1.5 года, строго соблюдая контроль за влажностью при неоднократном
перекладывании. Затем разбирают штабель –
сортируют болванки и подают в специальные сушильные отделения, где заготовки из
разных пород по разному просушивают: орех – 56 суток, бук – 36, береза – 18.
Вмещает каждая такая камера 3500 болванок. Сушка проходит по средствам
установленных сверху калориферов, из под низа подается теплый воздух. На всей
продолжительности сушки контролируется постоянная фиксированная температура и
влажность. Никаких отклонений и перепадов не допускается.
После
сушки древесина должна 12 суток остывать в специальных залах и после этого
поступает на обработку, пройдя специальный контроль на качество и затем строжка
ложи в соответствующий размер, следующим этапом идет нанесение разметки в
зависимости от вида, обрезают на ленточных станках, затем шлифуют.
В
ручную вырезают в ложах различные по диаметру и форме отверстия, канавки,
делаются выборки. В них в дальнейшем будут укладывать металлические детали.
Завершающим этапом будет окончательная отделка.
На
столах мастеров можно увидеть до десятка всевозможных инструментов – больших и
маленьких: напильники, рубанок, ножовки, стамески и другие инструменты. Но
самый ценный инструмент для мастера – это его руки, развитая с годами интуиция.
Среди работников много достойных мастеров, настоящих художников, хорошо знакомых
с живописью, скульптурой, художники – граверы, художники – дизайнеры. Если
умело подходить к делу, то в результате получается не просто законченная
работа, а шедевр. Ведь помимо гравировки, резьбы с изображением животных,
пейзажей, разнообразных орнаментов и отделкой из ценных пород их инкрустируют.
Так же интересны футляры украшенные резьбой.
Знающие
толк в оружейном деле говорят, что если ложа неудобна, то и попадание будет неточным,
а особенно стрельба навскидку. Всегда стремятся что бы ложа была удобна, красива
и легка. Больших успехов в такой работе добились оружейники, когда стали
использовать, помимо ручного труда еще и машинную обработку. Так и количество
выпускаемого ассортимента, удовлетворяющий самый изысканный вкус увеличился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий