Существует
во Владимиро-Суздальской земле старинное
село Палех. Оно стало известным еще с 1814 года, когда в своем отчете Д.Ф.
Кобеко о суздальском иконописании, опубликовал сообщение историка Карамзина
Н.М., где ясно давал понять, что Палех, наряду с Мстерой и Холуем является
иконописным центром данных земель. Но по сравнению с остальными Палехское
иконописание отличалось большой добротностью. Местные жители тут были ближе
связаны с крестьянским бытом и хлебопашеством. Свое миропонимание и различный
опыт они вкладывали в стиль написания икон, носившего название палехское
письмо. Со временем производство иконного письма разрослось, что повлекло за
собой снижение качества художественного писания.
Октябрьская
революция резко изменила жизнь местных мастеров. Местные умельцы стали сами
искать возможности применения своего мастерства. Особая заслуга принадлежит
И.И. Голикову, который создал новое искусство Палеха, используя опыт Федоскина
в купе с папье-маше. Он стал расписывать бытовые предметы, что вызвало огромный
всплеск спроса у потребителей, увлекший за собой односельчан И. М. Баканова,
братьев Котухиных, Зубковых, И.П. Маркичева, которые сделали несколько работ
для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Там получили дипломы
1 степени, в 1924 году с успехом участвовали на выставках в Венеции и Париже. 5
декабря мастера объединились в артель древней живописи, вскоре к ним
присоединились еще несколько человек. Со временем артель стала увеличиваться.
Время, выпавшее на момент становления было не из легких – голод заставлял
крестьян кормить страну. Становлению палехского искусства помогали крупные
деятели советской культуры, такие как Горький, Бакушинский, Ганецкий.
Миниатюристам-палешанам
приходилось осваивать новые материалы для рабаты – черный лак, папье-маше.
Черный лак сообщал краскам праздничную яркость, до этого его широко
использовали в ткачестве Тульской губернии и Воронежской, росписывали прялки
городецких и хохломских изделий еще в древности, тогда он еще заменял золото. Строй
образов, исполненный в традициях темперной живописи, многовековой опыт - дало
начало неповторимому, чарующему искусству Палеха, которое родилось в 20 – 30
годы.
Мастера
работали темперой (краской разведенной на яичном желтке с добавлением уксуса и
кваса). Это придавало краскам дополнительную прочность, они не выгорали на
солнце, быстро сохли и не смывались. Работали в технике письма лессировками –
плавями, это когда нижний слой просвечивается сквозь верхний, при этом, не
теряя естественной цветопередачи.
Художники
Палеха широко использовали мотивы крестьянского труда – жатва, сенокос, рыбная
ловля, зимние посиделки, несущиеся тройки. На палехских миниатюрах можно также
увидеть музыкантов со старинными музыкальными инструментами, скачущих всадников
или рыцарей в доспехах, охоту на экзотических животных, природные пейзажи.
Большое
место в работах палехских мастеров занимают литературные образы А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, колоритные герои Н. В. Гоголя, Н.А. Некрасова. Художников
глубоко захватывали проникнутые романтикой мотивы А.М. Горького.
Новый
стиль формировался под воздействием двух художественных тенденций. В одной ярко
выражены романтичность образа, символика, декоративность цветовой гаммы. Вторая
– это симметрия, плавность линий, колорит выстроенный в одном основном цвете.
Используются традиции московских и Строгановских писем, живопись Поволжья
конец 17 столетия.
Среди
выдающихся художников-палешан ярким примером в художественном достижении можно
отметить И.И. Голикова – он мог вписать любую композицию в предмет очень
сложной формы. Его любимейшие мотивы – это битвы, охоты, народные гуляния,
скачущие тройки. Летописцами отмечено, что произведения Голикова раскрепостили
искусство палешан от строгих правил иконописи, вдохнули в них жизнь. Он любил
перебирать цветовую палитру, создавая при этом особый голиковский мир. Свою
палитру он заимствовал у природы, ища новые цветовые сочетания. Конечно, в
искусстве палеха не один такой художник, есть еще И.М. Баканов, И.В. Маркичев и
еще ряд знаменитых мастеров своего дела, оставивших свой след в истории лаковой
миниатюры.
Палеховский
стиль, не только наследовали, его со временем создавали, дополняя новыми
художественными приемами. Искусство палешан – это удивительный мир добра,
восхищения перед родиной, красота окружающего мира и любовь к родной земле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий